Урок русского языка во втором классе: Правописание безударной гласной в корне слова
Чекан Ирина Олеговна учитель начальных классов, стаж 25 лет, высшая категория. Гимназия № 105 города Алматы |
Цели:
- Тренировать учащихся находить безударную гласную в корне слова.
- Формировать умение проверять безударную гласную в корне слова.
- Продолжать формировать умение подбирать однокоренные слова, находить среди них проверочное.
- Развивать внимание, речь.
- Воспитывать интерес к уроку, доброжелательность при работе в группе.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
1) проверка готовности к уроку;
— У всех ли на партах все необходимое для проведения урока грамоты? (Да.)
2) создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность;
— Посмотрите, кто пришел к нам на урок? (На экране появляется тетушка Сова, дети отвечают.)
— Сова считается символом мудрости. Тетушка Сова пришла к нам из лесной школы. Нам она приготовила совет. Прочитайте его. (Дети читают: «Не знаешь — узнай. Не умеешь — научись.»
— Воспользуемся советом совы? (Да.)
— Предлагаю провести урок в виде соревнования.
Соревноваться мы будем по рядам. Использовать будем самостоятельную и групповую формы работы. Для этого нужно выбрать старшего в группе. (Выбирается старший.)
— Какие правила работы в группе вы знаете? (Подчиняться старшему, слушать и не перебивать товарища, стараться не подвести всю группу.)
— Итоги работы будут записываться в таблицу. Учитывать буде и самостоятельную работу каждого ученика и работу группы.
Вам понадобятся ваши знания, активность и внимание. Я желаю вам успехов!
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цели:
1) Минутка чистописания
2) Словарная работа
3) Повторить изученное на прошлом уроке.
Организация учебной деятельности на этапе 2:
1) минутка чистописания
А о а о а ал ла ол ло
школа молоко лампа аллея
— Старший группы, проверьте результаты работы. ( Проверка и озвучивание результата)
2) словарная работа
— Я буду называть слова с безударной гласной А или О, а вы будете показывать нужную букву. Затем вы запишите по памяти эти слова в тетрадь. (Выполняется работа, по группам идет проверка, результат фиксируется в таблицу.)
Морковь, капуста, корова, посуда, картофель, лопата, сапоги, пальто, картина, малина.
— Можно проверит безударную гласную в этих словах? (Нет, её нужно запомнить.)
3) — Чем мы занимались на прошлом уроке? (Проверяли безударную гласную в корне.)
— Как мы это делали? (Подирали однокоренные слова и находили среди них проверочное слово.)
— Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие один корень.)
— Что называется корнем слова? (Общая часть слов, имеющих одинаковое значение.)
— Какое правило, мы вывели? (В корне слова в слабой позиции пишется та же гласная, что и в сильной позиции.)
— Приведите примеры. (ученики приводят примеры)
3. Постановка учебной задачи
Учиться находить безударную гласную в корне слова, подбирать проверочное слово.
Формировать умение проверять безударную гласную в корне слова.
Продолжать формировать умение подбирать однокоренные слова, находить среди них проверочное.
4.Закрепление
Подбери однокоренные слова.
— Каждая команда выбирает карточку, на которой написано название птицы. Это и будет название команды. Нам с вами необходимо подобрать однокоренные слова, выделить корень и найти среди них проверочное. При этом мы узнаем немного об этих птицах. (Ученики отвечают с места и работают в тетрадях. Результаты заносятся в таблицу.)
5.Самостоятельная работа
1) Игра «Эстафета»
— Каждый ученик должен подобрать проверочное слово и выделить корень. (Дети выполняют работу и итоги записываются в таблицу.)
Р_ка, тр_ва, п_ля, гл_за, к_рмушка, л_сок, к_тенок, с_довник, ш_рфы, врачи, в_да, р_га.
2) Каждой группе необходимо за определенное время найти в тексте слова с безударной гласной и подобрать проверочное слово, выделить корень. Все это нужно записать в тетрадь. (Проверка с карточки. Подводятся итоги и записываются в таблицу.)
В лесу у зверей и птиц есть свои этажи. Мыши живут в корнях. Соловьи вьют гнезда на земле. Дрозды живут в кустах. Дятел и сова делают себе гнезда повыше, в дупле. А орлы и ястребы живут по стволу дерева на самом его верху.
В лесу — лес
зверей — звери
зтажи — этаж
живут — жить
в корнях — корни
соловьи — соловушка
на земле — земли
дрозды — дрозд
сова —совы
орлы — орлик
по стволу — ствол
дерева — деревья
на верху —верх
3) Буквенный диктант.
Сейчас я буду читать слова с безударной гласной. Вам необходимо записать только ту букву, которую необходимо написать.
Коты, варенье, гроза, трава, глаза, роса, моря, вода, звонок, цари.
О, а, о, а, а, о, о, о, о, а.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель
1) Подведение результатов по таблице.
2) Оценка работы старших по группе
3) Оценить собственную деятельность на уроке;
— Как вам понравилась ваша роль на уроке?
3) Оценить учебную деятельность класса;
Справился ли класс с поставленной целью на уроке?
4) Зафиксировать неразрешенные затруднения как направление будущей учебной деятельности;
5) Что было для вас трудным
(Подбирать проверочные слова.)
Вы отлично потрудились на уроке, научились проверять безударную гласную в корне. МОЛОДЦЫ!!!
Приложение
- 10416 просмотров