Урок русской грамоты. Буква «А»
Петрова Валентина Николаевна, учитель начальных классов СШ № 53, г. Актобе
Грамматическая тема: Звук и буквы Аа. Письмо Аа.
Лексическая тема: Как мы ездили в аул
Цели и задачи урока:
- Образовательная: познакомить со звуком [а], буквами «А», «а»; формировать умение выделять звук [ а] из речи.;
Развивающая: развивать фонематический слух, внимание; умение слушать и слышать (аудирование), логическое мышление, речь; прививать интерес к чтению
Воспитательная: воспитывать эстетические чувства детей, взаимовыручку, формирование ЗОЖ;
Оборудование: презентация к уроку, рисунки, произведения
Ход урока
1. Организационное начало
Звучит музыка, учитель в руках держит коробку, читает стихотворение.
Учитель:
- Оглянись вокруг и увидишь ты вдруг,
Что много чудес на свете.
Рады им все, рады всегда
И взрослые, и дети.
Здравствуйте, дети. Тсс, слышите?! Чудеса начинаются. Я открою вам тайну, эта коробка волшебная. Мне ее подарила волшебница, ведь я с ней дружу. Давайте посмотрим, что лежит в моей волшебной коробке. Это письмо. Интересно от кого оно?(рисунок доктора Айболита)
- Здравствуйте, дети.
Я желаю от души
Вам здоровья, малыши!
Чтоб прививок не боялись. Ежедневно закалялись,
Чтоб не мучил вас бронхит.
Добрый доктор…
А ещё я хочу, чтобы вы выучили мою любимую букву. Но сначала ответьте на мои вопросы.
2. Актуализация опорных знаний
— Какой бывает наша речь? Что мы произносим, когда говорим? На какие две группы делятся все звуки? Какие звуки называются гласными? Какие звуки называются согласными?
3. Постановка темы и цели урока
— Мы много говорили о звуках, путешествуя по стране Звуков, а с сегодняшнего дня будем знакомиться с буквами и отправимся мы с вами в волшебную страну Букв. А поможет нам в этом Букварь
4. Работа над новым материалом
Фонетическая зарядка
— Что произносит больной, когда врач осматривает его горло?
— Язычок встречает преграду или нет?
— Этот звук можно петь? Каким цветом мы обозначим его в схеме?
— На что похожа буква, А?
Знакомство с новой буквой. — Кто знает эту букву? Найдите её в домике для букв.
— Она обозначает гласный звук [а], который может быть ударным или безударным.
Создание образа буквы (на, что похожа буква?)
- Вот два столба наискосок,
А между ними поясок,
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…
Физминутка
- Поработали, ребятки,
А сейчас — все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь
Сколько в класс пришло зверей, Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь, веселиться не стесняйтесь!
Работа в прописи
Рассматривание образца, графический анализ (№ 2)
- Письмо в воздухе
Работа на кальке
Письмо в прописи.
— Я тетрадь свою открою и наклонно положу.
- Я, друзья, от Вас не скрою — ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.
Гимнастика для пальцев, для глаз
А сейчас мы будем искать этот звук в словах.
Игра на развитие фонематического восприятия
— Хлопните в ладоши, если услышите звук [а] в слове (№ 3) (лук, слива, абрикос, апельсин, тыква, лимон, перец, арбуз, киви)
— Назовите слова, в которых звук [а] был бы в начале, в середине, в конце слова.
Ребята, доктор Айболит хочет узнать у нас, полезны или вредны для нашего организма изображённые ягоды, фрукты, овощи?
Беседа по иллюстрации к сказке Корнея Чуковского «Айболит»
5. Закрепление изученного
Работа с печатным текстом
Игра «Найди букву в слове»
— Обведите красным карандашом букву [а] в словах. Время пошло!
(Акула, аист, юрта, ананас, архар, мак, река, Айболит, аул)
Работа с читающими детьми
— Ребята, у вас на партах лежит листок с отрывками из сказки Корнея Чуковского Айболит» Прочитайте, подчеркните букву [А, а] во всех словах, где она есть.
- Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок.
И медведица! И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»
6. Итог урока. Рефлексия
— С какой первой буквой русского алфавита вы сегодня познакомились?
— Какой звук она обозначает? Понравился ли вам урок? Что нового для себя узнали?
Вручение наград за активную работу. Угощение от доктора Айболита (арбуз)
— До встречи в стране Букв!
Источник Коллеги
- 19945 просмотров