Урок русской словесности в 6-7 классе-комплекте по теме «Образы флоры в художественной литературе. Деревья»
Дашковская Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы, 2 квалификационная категория, стаж 18 лет. КГУ «Береславская неполная средняя школа» СКО Айыртауский район, село Береславка |
Цель урока: познакомить учащихся с описанием деревьев в русской поэзии, показать им, что в стихотворении все взаимосвязано, и каждый образ внутренне обусловлен.
Задачи:
1. Научить видеть актуальные проблемы, которые ставят поэты.
2. Осмыслить образы деревьев как художественные образы, сочетающие в себе изобразительность, психологическое и символическое содержание.
3. Формировать умения учащихся анализировать стихотворное произведение.
4. Воспитывать любовь к Родине, стремление к гармонии с природой, желание решать, по возможности, экологические проблемы.
Тип урока: интегрированный (бинарный): литература, биология, изобразительное искусство.
Форма урока: творческие группы.
Методы: словесный, частично-поисковый, иллюстративно-наглядный.
Оборудование: ИКТ-слайды (1-17), рисунки деревьев, листочки-кластеры, экспертные таблички, бейджики, листы-сообщения, оценочные листы, иллюстрации, учебник, карандаши, фотоаппарат, стикеры.
Опережающее задание:
1. Подготовить экспертам-биологам сообщения о деревьях. (6 кл.)
2. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений. (7 кл.)
Ход урока:
1. Вводно-мотивационный этап: Здравствуйте, все!
Тренинг «Листочки- пожелания». У вас все получится!
2. Активизация познавательной деятельности:
Мотивация. Слово учителя. Просмотр фотографий родного края. (Слайды 1-11)
— Какое настроение у вас после просмотра фотографий? Ваши впечатления? Что вы почувствовали?
План урока
1. Запись темы урока и эпиграфа (слайды 2-3)
«Любовь к родной природе — один из важнейших признаков любви к своей стране». (К. Г. Паустовский)
2. Определение цели урока.
3. Вступительное слово учителей.
Учитель биологии: Проблема экологии в последнее время занимает очень большое место в научных кругах, литературе, публицистике. Что мы оставляем после себя? Об этом сейчас задумывается каждый честный человек: о сохранении планеты зеленой и прекрасной. Это то, к чему должен стремиться каждый из нас. Это наш гражданский долг.
Учитель русского языка: Откуда же возникла эта проблема? Многие писатели, композиторы, поэты, художники поднимают в своих произведениях проблему взаимоотношения человека и природы, чтобы привлечь внимание общественности для ее решения. В произведениях великих писателей и поэтов природа занимает важное место. Они изображают ее как живое существо, неотделимое от человека, от его настроения, от мыслей и чувств. И у нас с вами пойдет разговор о мудром древесном царстве.
4. Выступление творческих групп.
3. Информационно-операционный этап: класс делится на четыре творческие группы: первая группа — ДУБ, вторая группа — БЕРЕЗА, третья группа — БАОБАБ, четвертая группа — ТОПОЛЬ.
Эксперты-биологи (учащиеся 6 класса) подготовили биологические справки о деревьях. Учащиеся 7 класса в течение 15 минут должны подготовить творческие отчеты (мини-проекты), используя материал учебника. Материал представляется в форме листочка-кластера. Эксперты в это время раскрашивают рисунки деревьев. Это необходимо сделать как-то необычно, ярко, красочно. Учитель координирует работу групп.
4.Творческий отчет групп:
ДУБ (слайд 13)
1. Чтение сообщения: Во всех странах, где произрастают дубы, их, считают священными деревьями. Именно в дубовых рощах стояли святилища и храмы, там и лечили людей. Также дуб способен передать информацию на огромном расстоянии. Дубы считаются единоличниками. Они спокойно растут в одиночестве, при этом, не теряя мужества и своей силы.
2. Чтение биологической справки: Дуб — род растений семейства буковых. Листопадные или вечнозеленые деревья, реже — кустарники. Тычиночные цветки в свисающих сережках. Плод — желудь, семя с крупными семядолями. Древесина дуба используется в строительстве и мебельной промышленности, в авиации и судостроении. Желуди — корм многих домашних животных, диких зверей и птиц.
3. Представление мини-проекта.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворения А. А. Фета «Одинокий дуб».
5. Вопросы:
— На какие детали в описании дуба обращает внимание автор стихотворения?
— В каких сказках и баснях встречается образ дуба?
— Почему дуб называют царем леса?
— Вы видели дуб, как вы ощущаете себя рядом с ним?
— Дуб — это образ национального или экзотического пейзажа?
БЕРЕЗА (слайд 14)
Слово учителя: частушка
На березе две сороки
Громко затрещали
Две подружки на уроке
Языком чесали.
1. Сообщения эксперта-биолога: Любой знает: главная красавица в лесу — береза. В старину о березе говорили дерево «об четыре дела». Березовая лучина в старину заменяла электричество. Колеса телеги смазывали березовым дёгтем, чтобы не скрипело. Больных исцеляли отваром из березовых почек. Древние славяне считали березу священным деревом, она была символом света, чистоты и женственности.
2. Чтение биологической справки: Береза — род листопадных деревьев и кустарников семейства березовые. Общее число видов — около ста или немного больше. Многие части березы используются в хозяйстве: древесина, кора, береста, березовый сок. Почки и листья применяются в медицине. Большинство видов берез — деревья высотой 30 — 45 м, некоторые виды кустарники. Листья березы по краю зубчатые.
3. Представление мини-проекта.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Зеленая прическа»
5. Вопросы:
— Кого вам напоминает береза в стихотворении С. Есенина?
— Что символизирует ожившее после смерти срубленное дерево? (Стойкость, жизнелюбие)
— О какой проблеме говорится в стихотворении? (О человеческом бездушии, безнравственности)
— Как должен вести человек себя в природе?
Вывод: образы дуба и березы — образы национального пейзажа.
БАОБАБ (слайд 16)
1. Чтение легенды: Африканская легенда гласит, что творец посадил баобаб в долине реки Конго, но дерево стало жаловаться на сырость. Тогда творец пересадил его на склон Лунных гор, но и здесь баобаб не был доволен. Рассердившись на постоянные жалобы дерева, бог вырастил его и кинул на сухую африканскую землю. С тех пор баобаб и растет вверх корнями.
2. Чтение биологической справки: Баобаб достигает 30 метров в высоту и более 10 метров в ширину. На земле существует 8 видов баобаба. У баобаба нет годовых колец. Есть мнение, что баобаб может прожить 5 тысяч лет. Большую часть года баобаб стоит с голыми ветвями, поэтому его и называют деревом, которое растет вверх корнями. Плоды баобаба съедобны. Поджаренные семена используют как заменитель кофе. Мякоть плодов высушивают и перемалывают в порошок, из которого изготавливают прохладный напиток «лимонад». Погибает дерево весьма экологично — оно потихоньку проседает и разлагается, превращаясь в гору волокна.
3. Представление мини-проекта.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворения О. Сулейменова «Слон флоры».
5. Вопросы:
— Почему баобаб называют слоном флоры?
— Почему баобаб в стихотворении сравнивается с водокачкой и упырем?
— Какому из «наших» деревьев подобен баобаб?
— Почему баобаб называют кормильцем саванны?
Слово учителя: загадка
Летом — снег
Только — смех!
Снег по городу гуляет
Почему же он не тает?
(Тополиный пух)
ТОПОЛЬ (Слайд 17)
1. Чтение легенды о тополе — «Байтерек»: В основе мифических представлений многих народов лежит образ Мирового дерева, организующего своими корнями и ветвями структуру мироздания. И в произведениях русской поэзии дерево часто соединяет небо и землю, верх и низ, все стороны света. Казахам Мировое дерево известно под названием Байтерек (Могучий тополь), четыре ветви которого на каждом ярусе охватывают весь небесный свод, корни его проникают через все уровни Земли до Нижних вод. На вершине пирамидального тополя вьет свое гнездо волшебная птица Самрук. Дерево олицетворяет собой терпение, а этому нужно учиться.
2. Чтение биологической справки: Тополь — традиционное декоративное дерево. Нет населенного пункта, в котором не росли бы тополя. Крупные двудомные деревья до 40 метров. Плоды с мелкими семенами — «тополиный пух». Большинство тополей светолюбивые. Обычно эти деревья речных пойм, но они могут мириться и с сухими, малоплодородными почвами; имеют исключительную быстроту роста. Отрицательные качества — их сравнительная недолговечность. Ценное качество — устойчивость к дыму и газам, способность убивать болезнетворные микроорганизмы.
3. Представление мини-проекта.
4. Выразительное чтение наизусть стихотворений А. Григорьева «Тополь», И. Бунина «Восход луны».
5. Вопросы:
— Какие эпитеты и сравнения используют автора в стихотворениях?
— Как авторы обращаются в стихотворении к тополю?
— Что восхищает в тополе лирического героя?
— Чему можно научиться у тополя? (Стойкости, терпению)
5. Рефлекторно-оценочный этап:
— Ребята, вы отлично потрудились! Молодцы! Наши деревья получились яркими, красочными, как живые! (Фотографирование работ творческих групп) Скажите, как можно достичь гармонии человека и природы? Что может сделать человек для окружающей среды?
Чтение учителем стихотворения М. Дубина «Берегите Землю!»
Заполнение оценочных листов учащимися.
Фамилия, имя учащегося |
Активно работал в группе |
Собирал материал |
Выразительно читал наизусть |
Анализировал произведение |
Раскрашивал рисунки |
Итоги |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выставление оценок.
6. Домашнее задание: сочинить сказку или стихотворение о деревьях.
Использованный источник: https://nsportal. ru/shkola/literatura/library/2013/03/26/bi-narnyy-urok-po-literature
- 13283 просмотра