9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок: «Скажи: какая же Татьяна?» Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Задачи:

1) развивать навыки анализа лирического произведения, делать выводы; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности;
2) с помощью презентаций, подготовленных учениками, провести сопоставление писем и объяснений главных героев; доказать на примерах «зеркальность» сцен в развитии сюжета романа; показать значимость сна Татьяны в дальнейшем развитии сюжета; выяснить, кто был прототипом Татьяны.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютерные презентации.

1. Оргмомент

2. Целевая установка:

Наш урок посвящается героине романа Пушкина, мы дадим ей характеристику, познакомимся с оценкой Татьяны критиками. Вы представите свои работы. Таков план нашего урока.

Урок начнем с разминки. Необходимо найти соответствие стихотворной цитаты и героя романа.

Слайды № 2, № 3, № 4 — флипчарты.

3. Слово учителя:

Героиня нашего урока — Татьяна. Перефразируя Онегина, мы спросим: «Скажи: какая же Татьяна?» Слайд № 5

Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

4. Флипчарт — кластер слайд — 6

— Назовите мне слова — характеристики Татьяны

(предпочитает уединение, сама решает свою судьбу, любит читать книги, слушать рассказы няни, чувствует и понимает природу, нет притворства, крестьянское имя, выросла в деревне, верит в любовь, верная, верующая, бледная, доверяется простой русской женщине.)

— Чем по вашему, отличается Татьяна от других героев романа Онегина и Ленского? (близостью к народу)

Теперь нам понятно, почему только Татьяне Пушкин дал такую характеристику: Слайд № 7 Татьяна «русская душою». Писатель Достоевский считал, что Татьяна — тип «красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшегося в народной правде».

5.

— Как вы считаете, какие сцены из романа как нельзя ярче показывает характеристику Татьяны? (объяснение в саду — молчание, письмо, исповедь).

Последнее объяснение Татьяны показывает цельность характера героини, его силу. Именно эта сцена вызвала самые яркие отклики критиков. Слайд — 8 — слова Достоевского.
Слайд № 9, № 10 — с цитатами.

Критики 19 века вроде бы и не отзываются плохо о нашей героине, но мужской шовинизм ощущается: как это Татьяна посмела отказать Онегину, а он так унижался перед нею… Сайд № 11

— Кто же заступился за Татьяну, полностью оправдал её поступок в 8 главе? Это сделал писатель, который считал, что в нравственном плане женщины выше мужчин.

Слайд № 12: Достоевский

Татьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его».

— А кто же главный защитник Татьяны? Он не вдается ни в какие объяснения, он просто говорит. Слайд № 13

6. Презентация ученических проектов

Для того чтобы лучше понять образ нашей героини, вам были предложены в качестве домашней работы мини-исследования. Мы с вами выбирали темы, которые не рассмотрены в учебнике.

1-я работа: «2 письма — 2 объяснения» — сопоставить письма и объяснения главных героев романа.

2-я: «Зеркальность сюжета романа» — доказать на примерах «зеркальность» сцен в развитии сюжета романа.

3-я: «Сон и именины Татьяны» — показать значимость вещего сна Татьяны.

4-я: «Кто считается прототипом Татьяны» — выяснить, кого можно считать прототипом Татьяны.

7. Давайте попробуем все вместе наметить другое возможное исследование

Развязка романа привела в удивление современников Пушкина. Это мы его считаем само собой разумеющимся. А современники Пушкина не хотели воспринимать незавершённость романа, просили автора всё-таки привести развитие сюжета к логическому концу.

В 1835 году Пушкин в своих черновых набросках пишет: Слайд № 14 Это вполне могло быть вступлением к новой главе «Евгения Онегина».

В другом черновике были такие строки: Слайд № 15

— Давайте подумаем, какой счастливый план? Счастливый для кого: для Онегина, для Татьяны?

— Как строить сюжет, если в 8-й главе Татьяна уже сказала «нет»?

8. Заключение

Вернемся к высказыванию современного критика «почему же весьма средняя, плохо воспитанная девушка стала на полтора столетия моделью положительной героини для поколений русских девочек»?

— В самом деле, почему?

Может быть, потому, что это положительная героиня?

9. Итоги урока

10. Домашнее задание: подобрать цитатную характеристику Татьяны к предстоящему сочинению

Категория: