Урок технологии «Изготовление национального сосуда Торсык из кожи»
КГУ «Мамлютская санаторная средняя школа—интернат» |
Цели:
- дополнить и обобщить знания учащихся в области художественной обработки изделий;
- ознакомить учащихся с натуральной кожей как материалом, дать представление об казахской национальной посуде ее свойствах и применении в различных областях.
Задачи: Ознакомить учащихся с видами декоративно прикладного искусства.Повышать интерес к национальной культуре, как системе общечеловеческих ценностей; формировать умения и навыки при решении творческих заданий.
Оборудование и материалы:
1.Слайдовый материал казахского декоративно-прикладного искусства, национальные изделия;
2.Таблица с видами орнаментов.
3.Раздаточный материал: шаблоны орнаментов, лоскуты кожи 2 цветов, ножницы, клей, молоток.
План урока
1. Вводно-мотивационный момент (3 мин.)
Эмоциональный настрой.
Выдвижение цели, задач урока.
2. Слово учителя: сообщение теоретической части
«Казахская национальная посуда» (презентация) (7 мин.)
3. Постановка учителем цели и задач урока. (3 мин.)
Инструктаж т/б при работе с клеем, ножницами, молотком.
Подготовка рабочих мест.
4. Практическая часть урока (20 мин.)
а) Закрепление знаний — техника работы с кожей.
б) Подбор эскизов орнамента для оформления.
в) Самостоятельная работа детей
5. Подведение итогов. Выставка работ (5 мин.)
6. Комментирование оценок (2 мин.)
7. Домашнее задание
Ход урока
1. Мотивация к уроку
Учитель: Что делает жизнь людей интересней, прекраснее? (слайд)
Декоративно-прикладное искусство отражает жизнь народов. И у каждой национальности из поколения в поколение передается история, культура, традиции, обычаи.
С переходом на полуоседлую жизнь казахские гончары делали посуду из глины, дерева, кожи, украшая их красивой резьбой, орнаментом. Особенно изящны были кожаные торсыки для кумыса, тостаганы для кумыса, чаши для разлива кумыса.
2. Какие предметы вы видите?
Просмотр презентации (орнаменты)
В них отражается жизнь народа. В каждом имеется свое значение, свой смысл (таблица с орнаментами), связь с животным миром, природой. Композиционно замкнутые орнаменты располагаются внутри круга. На какой из них вы видите растительный орнамент? (ответы учеников)
С чем имеет сходство рисунок на данном торсыке?) (ответы учеников)
Учитель: Кроме истинно казахского орнамента прослеживается связь с орнаментами других народов (слайд).
Обратите внимание, есть ли похожие мотивы в казахской и русской одежде?
Ответ учеников: волнистая линия, элементы цветов, завитки, похожие на рога, крылья птиц.
Сегодня ребята мы будем изготавливать кувшин для кумыса — торсык и украшать его орнаментами. (слайд )
3. Перед детьми эскизы, подготовленные на прошлом уроке.
В мастерской мы должны изготовить торсык. Работать будем в группах. Каждая группа должна изготовить детали торсыка, а вторая узоры. В изготовлении вам помогут таблицы-схемы. В группах распределяем работу. Вам необходимо готовое изделие украсить орнаментами, вырезав из другого цвета лоскута кожи. На рабочих местах имеется все необходимое для изготовления. При помощи клея нанесем на готовое изделие узоры.
4. Закрепление знаний «Техника выполнения изделий из кожи»
Учитель: Вспомните, как проходил весь процесс создания изделия из кожи?
(ответы учеников)
Подготовить материал — кожа, ножницы, клей. Вырезать орнамент. Вырезать части изделия.
5. Практическая часть урока
Творческая работа детей
Выбор узора.
Разметка на заготовке элементов орнамента.
Инструктаж по т/б при работе с клеем, ножницами, молотком.
Ставим клей перед собой.
Пользуемся тряпочкой.
После работы закрываем колпачком.
Следим, чтобы клей не попал на одежду, в глаза.
Будьте аккуратны при обращении с клеем, ножницами.
Привести в порядок рабочее место.
6. Готовые работы выставить для просмотра
Рефлексия. Учитель анализирует работу детей, отмечает, что торсык получился красивыми.
7. Обсуждение и оценивание работ.
- 14772 просмотра