Урок труда: «Работа с бумагой. Изготовление новогодней игрушки поросёнок „Хрюша“»
Шадрухина Раиса Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ г. Курган СОШ № 9 |
3 класс
Цели: умение составлять план работы, работать в коллективе и самостоятельно, привитие любви к труду, воспитание дружбы.
I. Организация класса
II. Вступительная беседа
— Какой праздник приближается?
— Кому он нравится? За что?
Новый год — любимый праздник детей во всём мире. Ещё бы. Ведь их ждут новогодние подарки.
— А кто их приносит?
Ну, конечно, Дед мороз и Снегурочка. Правда настоящих Деда Мороза и Снегурочку никто не видел. На то они и волшебники! Они появляются в новогоднюю ночь, когда все уснут. А утором ребятишки находят подарки. В некоторых странах детей в новогоднюю ночь посещает родной брат Деда Мороза — Санта Клаус. В Германии он разъезжает на ослике и оставляет подарки в детских башмачках. Мальчики и девочки кладут в башмачок в эту ночь клочок сена — угощение для ослика Санта Клауса. В Италии, на родине Буратино и Чиполино, живёт сестра Снегурочки — Фея Бефанта. В самом нарядном платье прилетает она в новогоднюю ночь на метле. Прилетает — и сразу к камину, где сушатся детские чулки. В них она и складывает подарки.
В разных странах новогодние подарки приносят разные волшебники. Но все они желают детям мира, здоровья и счастья. В некоторых странах Новый год встречают без ёлки.
В Иране накануне Нового года меняют всю глиняную посуду, а старую разбивают. В Индии в день Нового года никто не должен быть злым. В Бразилии улицы пышно и ярко украшают цветами. Население Филиппин 1 января стараются не истратить не одного сентаво. В Панаме с наступление новогодней полуночи на улицах поднимается невообразимый шум. По древнему обычаю он отпугивает злых духов. В Англии — главное событие не ёлка, а весёлый карнавал. Под оглушительные звуки дудок, трещоток и барабанов Лорд Беспорядок ведёт за собой по улицам Шалтая — Балтая, Мартовского кота и других героев английских сказок.
В Индии новый год встречают в начале лета. Ребята стаскивают к дому сухие ветки, солому старые вещи. а ночью вспыхивают большие костры, вокруг них поют и пляшут дети, и взрослые, и даже старики.
У нас новый год не бывает без чего? А что же нужно для ёлки?
III. Сообщение темы урока
Сегодня мы с вами займёмся изготовлением новогодних игрушек. А какую игрушку мы с вами будем делать, вы сами скажите, отгадав загадку.
Хвост крючком, нос пяточком
Под дубом рыщет, желуди ищет.
Кто знает, почему мы будем делать именно поросёнка?
(Рассказ ученицы про год свиньи).
Год свиньи завершает
IV. Работа с пословицей (на доске)
Хорош не тот, кто один впереди идёт, а тот, кто сам шагает и другим помогает.
— Как вы её понимаете?
— Какое правило рабочего человека подходит к данной пословице? Работайте дружно!
V. Анализ образца и повторение правил рабочего места
— Что нужно для изготовления игрушки? (бумага, ножницы, клей, нитки)
— Какие правила при работе с бумагой надо помнить?
— Что нужно знать при работе с ножницами?
— Как правильно работать с клеем?
VI. План работы:
— Как вы думайте с чего начнём работу? (изготовление мордочки поросёнка) Мы её будем делать по шаблону.
— Сколько частей надо для изготовления мордочки? (три)
— Что нужно делать дальше? (мелкие детали — глаза, пятачок, брови)
— И последний этап? (сборка частей, оформление внешнего вида, кисточка)
VII. Коллективная работа
1. Изготовление мордочки поросёнка по шаблону:
а) лист положить лицевой (цветной) стороной вверх;
б) наложить с краю шаблон и сложить лист пополам;
в) шаблоны наложить на край сгиба и обвести;
г) повторить ещё 2 раза (три части — игрушка трёхстороння)
2. Чтобы мордочка была выпуклой, провести две параллельные линии сгиба по выпуклым точкам. (Особыми отметками)
3. Вырезать детали мордочки и согнуть лицевой стороной вверх.
4. Не разгибая, согнуть по верхней линии сгиба вверх, затем по второй линии — вниз.
5. Развернуть деталь.
6. То же самое сделать с двумя другими деталями.
Физминутка
Мы немножечко устали. Очень дружно тихо встали.
Раз присели — потянулись и друг другу улыбнулись.
Вправо, влево повернулись, наклонились, потянулись.
Отдохнули, тихо сели и работать захотели.
VIII. Самостоятельная работа по ранее составленному плану
1. Изготовление деталей мордочки.
2. Изготовление мелких деталей мордочки.
3. Изготовление украшений.
4. Сборка частей. Оформление.
(Подготовленные заранее ученики рассказывают о кабанах и поросятах).
1 ученик — Учёные считаю, что свинья была вторым животным после собаки, которого приручил человек. Предки домашних свиней, дикие кабаны, и сейчас водятся в Европе и Азии. Кабан — очень древнее животное. Его предки появились на земле ещё в эпоху гигантских ящеров.
Кабаны не прихотливы в еде. Они питаются травой и кореньями, желудями, грибами, ягодами, яйцами птиц. Зимой обгладывают кору с ветвей. Зверей, которые употребляют и растительную и животную пищу, называют всеядными.
Кожа у кабаны прочная и покрыта бурой щетиной, поэтому ему не страшны колючки.
Кабаны стараются вываляться в жидкой болотной грязи. Грязь высыхает и покрывает кожу твёрдой, но хрупкой корой. Затем они начинают тереться боком о деревья. Корка грязи отлетает, а вместе с ней различные насекомые и жучки, которые мешают животному.
Кабаны очень быстро бегают и легко переплывают реки. Они осторожны. Хорошо слышат и различают запахи. По ночам звери ищут корм, а днём лежат в укромных местах на подстилке из веток, листьев и сухой травы.
2 ученик — Свиней не отправляют на пастбище, как коров и овец. Большую часть времени они проводят в свинарнике или на скотном дворе. Кабанчиков и свиней, которых откармливают на мясо, держат в загонах. Чтобы свинья быстрей набирала вес ей не дают много двигаться.
О грязном, неопрятном человеке говорят «свинья». Существует даже пословица: свинья везде грязь найдёт. Однако свиньи — очень чистоплотное животное. А в грязи любят валяться, это помогает им избавиться от кусачих насекомых.
Свинью в загоне не в
Человек использует не только мясо и сало свиньи. Шкуру обрабатывают и шьют из неё кожаные изделия, из щетины делают щётки и кисти. Даже кишки идут в ход это оболочка для колбас и сосисок.
IX. Пересказ сказки три поросёнка или прослушивание грамзаписи сказки
— Какую сказку про поросят вы знаете?
— Кто главные герои сказки?
— Кто из поросят вам больше понравился? И почему?
Пересказ сказки цепочкой.
Х. Анализ работ. Оценка. Показ лучших работ
ХI. Итог урока
— Чему учились?
— Что нового узнали?
— Что понравилось?
- 9371 просмотр