9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок в 4 классе на тему: «Струнные инструменты — фундамент оркестра»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

 

Швецова Инна Геннадьевна учитель музыки среднего уровня квалификации первой категории КГУ «Дубровинская средняя школа им. С. Г. Гуденко» Мамлютского района Северо-Казахстанской области С. Дубровное

Струнные инструменты

Цель: Познакомить учащихся с особенностями тембровых характеристик струнно-смычковой группы инструментов симфонического оркестра.

Задачи:

Образовательная: расширить знания о струнно-смычковой группе симфонического оркестра; конкретизировать слуховые представления учащихся о тембровой окраске музыкального инструмента; формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра.
Развивающая: развивать тембровый слух, совершенствовать вокально-хоровые навыки
Воспитательная: воспитывать эмоциональное отношение к звучащей музыке, любовь и уважение к классической музыке.

Основные понятия изучаемые на уроке: оркестр, тембр, скрипка, альт, виолончель, контрабас.

Оборудование: мультимедийная доска, карточки с изображением инструментов симфонического оркестра, запись симфонической музыки, песенный материал, изображение корзины, электронный учебник 2 класс.

План урока

1. Мотивационно-побудительный. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.
3. Открытие новых знаний
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
5. Вокальная работа
6. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу
7. Рефлексия подведение итогов урока
8. Информация о домашнем задании.

Ход урока

1. Мотивационно-побудительный Слайд № 1

Учитель.

Звенит звонок, зовет звонок — мы начинаем свой урок.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и пожелайте друг другу что-нибудь хорошее. (Дети проговаривают в слух свои пожелания друг другу).

О чем мы сегодня будем говорить на уроке — это пока секрет.

2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока

Звучит музыка В. А. Моцарта Симфония № 40. Представим, что мы с вами попали во дворец под названием «Музыка».

Слайд № 2. Перед нами три двери: «Симфоническая музыка», «Народная музыка», «Эстрадная музыка». Как вы думаете, из какой двери доносится эта музыка? («Симфоническая музыка»)

  • Мы должны непременно попасть туда. А войти в эту дверь непросто. Нам нужно заполнить волшебную корзину, которую самый главный враг Музыки — Шум опустошил.

На доску крепится корзина. (говорят все, что знают о симфонической музыке, выбирают карточки с этими названиями и кладут в корзину)

Что же мы положим в эту корзину? (оркестр, дирижер, знакомые инструменты).

  • Но перед дверью стоит строгий контролер — Скрипичный ключ, который проверяет ваши знания

Блиц-опрос

  • что такое оркестр?
  • что такое симфонический оркестр?
  • самый главный человек в оркестре?
  • перечислите группы симфонического оркестра?
  • назовите самые большие инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! Вы все ответили правильно! Для того чтобы открылась заветная дверь осталось совсем немного. Нужно разобрать все инструменты по группам. (Все инструменты в оркестре распределены по группам)

  • Дидактическая игра «Кто где живет?» Выстраивают цепочку необходимых инструментов (работа в парах)

Молодцы! Вы замечательно справились со всеми трудностями. А теперь внимание! Слышите?

Звучит Вивальди «Весна» (исполняет струнная группа симфонического оркестра.)

3. Открытие новых знаний

Когда мы слышим игру на каком-нибудь инструменте, музыка пробуждает наши чувства: радость или печаль, тревогу или покой… Не задумывались вы над тем, что музыкальные инструменты своим характером, поведением удивительно похожи на людей? Итак, сегодня в центре нашего внимания струнно-смычковая группа — фундамент симфонического оркестра.

Откройте тетради и заполните таблицу, что ты знаешь о струнно-смычковых инструментах

Я знал Я хочу узнать Я узнал
     

* Работа с текстом. Отмечают карандашом, что знакомо (+), о чем читают впервые(-)

Вашему вниманию — загадка

Слайд (загадка, фото, звучание) № 3, 4, звучание

1.Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…(Скрипка)

Слайд № 5, 6, звучание.

2.Чуть побольше скрипочки, а поёт пониже,
Деревянный бочок, четыре струнки и смычок.(Альт)

Слайд № 7, 8, звучание

3. Инструмент — как огромная скрипка. Звук густой, как баритон.
Музыкант играет сидя. Как, друзья, зовётся он? (Виолончель)

Слайд № 9, 10, звучание

4. Мы ворчуны, мы самые большие из семьи смычковых,
Но симфонический оркестр, как без нас?
Не сможет передать всей красоты гармонии, а имя наше… (Контрабас)

* Работа с текстом. Отмечают карандашом, что знакомо (+), о чем читают впервые(-)

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

«Третий лишний» Слайд № 11 (найти лишнее слово)

1.Валторна, альт, виолончель
2.Фагот, контрабас, скрипка
4.Туба, скрипка, альт

Ребята, вы хорошо справились с этим заданием. И поэтому сейчас у нас будет минутка отдыха.

Песенка-зарядка

Вокальная работа

Работа над мышцами лица

Распевка: «Эхо»

А сейчас пришло время подкрепить наш материал песней «У каждого свой музыкальный инструмент». О каких инструментах идет речь? (волынка, дудка, рожок).

Исполнение.

Чтобы быть хорошим музыкантом, и хорошо играть на музыкальных инструментах нужно знать ноты.

Работа с электронным учебником.№ 3, 4

Рефлексия

1. Мне понравилось на уроке…
2. Я сегодня узнал…

Домашнее задание

Какие звуки в природе можно сравнить со звучанием струнных инструментов?

Урок окончен. Спасибо за урок!

Категория: