9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Уроки доброты в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Курмангужинова Любовь Ивановна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Мамлютская школа-гимназия № 1», СКО, город Мамлютка

Курмангужинова Любовь Ивановна

Урок русской словесности в 7 классе.

Цель: раскрытие духовных ценностей, душевной доброты, нравственных законов, по которым живут герои рассказа В. Распутина «Уроки французского.

Задачи:

  • формировать умение анализировать художественное произведение;
  • развивать коммуникативные навыки и сценические умения учащихся;
  • продолжить работу по развитию культуры речи учащихся;
  • воспитывать у учащихся умение распределять роли, представлять свою точку зрения, писателя и собственные суждения;
  • способствовать воспитанию нравственных качеств, уважения к личности и творчеству В. Г. Распутина.

Оборудование: тексты повести В. Г. Распутина «Уроки французского», плакаты с высказываниями о добре и доброте, разноцветные бумажные смайлики, презентация

Тип урока: обобщающий.

Форма урока: групповая, ролевая игра.

I. Оргмомент. Учащиеся занимают места по группам: «Педагоги», «Психологи», «Литераторы» (деление происходит в результате жеребьевки)

II. Вступительное слово учителя

Тема нашего урока «Уроки Доброты по рассказу В.Распутина «Уроки французского». Сегодня на уроке мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои произведения. Посмотрите на доску и озвучьте эпиграф к уроку:

 

«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях».
Л. Н. Толстой

— Как понимаете смысл высказывания Л.Толстого?

— А что такое добро? Доброта? (работа с толковым словарем).

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

Запись в тетрадь темы урока и эпиграфа. Слайд№ 1–3

III. Викторина. Слайды № 4–6

1. Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?(автобиографическое).
2. Назовите реку, на которой жил герой произведения? (Ангара).
3. Что прислала учительница в первой посылке? (макароны, гематоген).
4. Сколько километров было до райцентра? (50)
5. Назовите главного игрока в деньги? (Вадик).
6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни? (яблоки).
7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка? (произношение).
8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика? (в 11)
9. Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко? (рубль)
10. Сколько примерно лет было Лидии Михайловне? (25)
11. Откуда приехала Лидия Михайловна в эту деревню? (С Кубани).

IV. Работа в группах (задания на карточках, а при выступлении группы — на экране через компьютер и с показом иллюстраций к рассказу). Слайды № 7–15

1.Психологи:

— Какие чувства мальчик переживает, оказавшись вдали от дома?

— Есть ли у него друзья? Почему?

— Легко ли ему живется?

— Какой выход он находит?

— Как даются ему выигрыши?

— Как другие ребята относятся к Вадику и Птахе, и как относится к ним герой?

— Какие правила для себя установил мальчик в игре на деньги? Почему?

— Почему Вадик и Птаха избили его?

— Какие качества характера своего героя подчеркивает автор? (запись их в тетрадь)

Вывод о жизни и душевном состоянии мальчика:

Одиннадцатилетний мальчик впервые волею судьбы оторван от семьи, вырван из привычного окружения. Однако маленький герой понимает, что на него возложены надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «учёным человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

2. Литераторы:

Найдите по тексту пейзажные зарисовки со слов:

— Осень стояла тёплая и сухая….(перед началом игры)

— Минут пять я стоял….. (после драки)

— Какие события происходят в жизни героя в это время?

— Чем и почему отличаются эти картины природы между собой?

— Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика

Дневник двойной записи

Пейзаж

Состояние мальчика

Засияло солнце по-летнему.

 

Выиграл.

Посмотрите, как автор описывает героя, как описывает Вадика?

После драки на страницах рассказа появляется Лидия Михайловна.

Проследите за тем, какие два портрета приводит нам здесь автор (Л.М. и её ученик)

Какой художественный приём использует автор, рисуя портреты своих героев? (Антитеза)

3. Видеоразминка. Просмотр отрывка из фильма по рассказу (Лидия Михайловна и мальчик играют в деньги. Заходит директор школы…) из фильма по рассказу Распутина.

4. Педагоги:

— Лидия Михайловна. В чем заключалось её преступление, по словам директора?

— Почему так непедагогично поступает учительница?

— Для неё это был обычный ученик? Чем он отличался от других? Что она в нём разглядела?

Хотела помочь мальчику выдержать испытание голодом. Она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от неё не примет. Учительница очень тонко чувствовала своих учеников, в отличие от директора школы, который детей не любит (доказывают примерами из текста). Когда мальчик не принял посылку, она выбрала игру.

— Какие качества героя проявляются в общении с Лидией Михайловной? (гордость, непреклонность, благородство)

Выводы, которые делают ребята по образу Лидии Михайловны.

Учительница идёт на рискованный шаг, играя с учеником на деньги. Но она поступает так из человеческого сострадания: мальчик истощён, а от помощи отказывается. Кроме того, Лидия Михайловна рассмотрела в ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь ребёнку поверить в свои силы.

Дискуссионная карта

Легко ли было делать добро Лидии Михайловне?

Да

(почему?)

Нет

(почему?)

Потому что она была доброй.

Доброту отвергал герой.

Когда играла с ним, она рисковала…

V. Обобщение материала: Слайд № 20–22

— Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?

— Какой главный урок преподала учительница?

— А какие нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).

Вывод: «Уроки французского» — уроки жизни, мужества, доброты.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».Назовите ещё раз душевные качества героев. Дети повторяют то, что записали.

Эти качества — доброта, любовь, сочувствие, милосердие, гордость, внимание и т. д.- составляют духовные ценности человечества. А те, у кого они есть,- люди с духовной красотой.

Духовную красоту человек получает от других. Так герой рассказа на всю жизнь запомнил то, что молодая учительница спасла его от голода и позора. Только духовная память делает человека внутренне красивым.

А итог нашему занятию подведут Законы доброты, о которых нам говорит Распутин.

Записываем в тетрадь: (слайд)

Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.
Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.
Добро возвращается добром.
В. Г. Распутин

VI. Домашнее задание. Слайд № 23

Психологи: написать письмо герою рассказа;

Педагоги: написать письмо Лидии Михайловне;

Литераторы: письмо героя рассказа Лидии Михайловне;

VII. Подведение итогов урока

— Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку — одним словом, доброту.

VIII. Рефлексия

— Что удивило вас? О чём вы расскажете своим родителям, друзьям, уйдя с сегодняшнего урока?

— Поделитесь своими впечатлениями об уроке.

IХ. Релаксация

При выходе из класса ученики к доске прикрепляют смайлики (понравился урок, равнодушен к уроку, не понравился урок).

Категория: