Условия и методы успешной социализации детей с особыми педагогическими потребностями
Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, член-корреспондент АПНК Жунусова Сауле Мухамедкалимовна, учитель начальных классов СШ № 2 г. Кокшетау Акмолинской области г. Кокшетау, стаж 2 года
|
УДК 376.1:316.6
Шарт және бала-шағаның табысты социализациясының әдістері арада айрықша педагогикалық қажеттіліктермен
Conditions and methods of successful socialization of children in special pedagogical needs
Лепешев Д.В.
Lepeshev D. V.
Жунусова С.М.
Zhunusova S.М.
Lepeshev Dmitri Vladimirovich — candidate of pedagogical sciences, corresponding member of Pedagogical Sciences Academy of Kazakhstan, professor of Kokshetau Abai Myrzakhmetov University (Republic of Kazakhstan).
Кокшетауский университет имени Абая Мырзахметова
Kokshetausky university of a name of Abay of Myrzakhmetov
Аннотация. В статье рассматривается современное состояние изучения процесса социализации детей с особыми педагогическими потребностями. Процесс социализации личности ребенка с особыми педагогическими потребностями будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.
Ключевые слова: семья, социализация, ребенок, педагогические потребности, личность, знания, умения, навыки, общение, общество.
Аңдатпа. Мақалада бала-шағаның социализациясының үдерісінің байқауының қазіргі күйі айрықша педагогикалық қажеттіліктермен қарастырылады. баланың тұлғасының социализациясының үдерісі мен айрықша педагогикалық қажеттіліктермен при шарт мынадай бала-шағаның шоғырлануының тиімді в қоғамға бол-, чтобы ол және меңгер- тағайынды бәс және жалпыға бірдей қабылданған шама, үшін өмір үшін қажетті ара қоғам тәртіп иемдену білген. отбасының рөлінің мерейі сияқты шағынфактордың ара үдеріс тәрбие және баланың дамуының үшін оның тұлғасының астам толық және табысты социализация үшін керек. Әлеуметтік тәжірибе баламен ара жанасушылықта сатып алынады және от түрлі-түрлі, нешінші оған ең жақын айналамен беріл- әлеуметтік қатынастардан деген тәуелді болатын. Меңгер- предшествующими тұқымдармен, жинақтаған адамгершіліктік тәжірибенің баласымен болып жат- ғана сырттың адамдарымен бірлескен қызметте және жанасушылықта.
Бұлақты сөздер: отбасы, социализация, бала, педагогикалық қажеттіліктер, тұлға, білімдер, ұсталықтар, дағдылар, жанасушылық, қоғам.
Summary. In article the current state of studying of process of socialization of children with special pedagogical needs is considered. Process of socialization of the identity of the child with special pedagogical needs will be effective on condition of integration of such children into society that they could get and acquire the certain values and the standard standards of behavior necessary for life in society. Recognition of a role of a family as microfactor in the course of education and development of the child is necessary for fuller and successful socialization of his personality. Social experience is gained by the child in communication and depends on the various social relations which are provided to it by the immediate environment. Assimilation by the child of the universal experience which is saved up by the previous generations happens only in joint activity and communication with other people.
Keywords: family, socialization, child, pedagogical requirements, personality, knowledge, abilities, skills, communication, society.
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление. Педагоги обращают внимание на то, что самой трудной педагогической проблемой в работе с детьми с особыми педагогическими потребностями является их социализация. Ребенок с особыми педагогическими потребностями с трудом выделяет сверстника в качестве объекта для взаимодействия, длительное время усваивает правила поведения, не проявляет инициативы в организации взаимодействия с окружающими людьми [1].
Большинство ученых и практиков придерживается мнения, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии, необходимо проводить их социальную адаптацию в условиях интеграции.
Социализация — самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, идеалы, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
Социальное развитие может осуществляться несколькими путями. Одним из них является стихийное взаимодействие человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Школьный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер [2].
Наиболее важные движущие силы, обеспечивающие функционирование неосознаваемых механизмов: устремленность, эмоциональную заразительность, подражательность, внушаемость, потребность в социальном общении, любознательность, активность.
Среди осознаваемых механизмов выделяется: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность, социальная предрасположенность к социализации, уровень развития сознания, интеллектуальные потребности, самоуправление.
К внешним движущим силам относится среда, включающая в себя семью, средовые коллективы, группы, отдельные личности, воспитание.
В процессе социализации детей выделяются следующие особенности:
1. В отличие от взрослых, которые способны к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум.
2. Взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определенных правил и требований.
4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения [3].
Данная специфика социализации ребенка требует специальной организации деятельности — комплексного сопровождения социального становления ребенка в процессе его воспитания, образования и развития. Таким образом, процесс социализации детей происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
Одним из условий полноценной социализации детей с особыми педагогическими потребностями является благоприятный климат в семье. Семья играет ведущую роль в физическом, эмоциональном, умственном развитии детей. Социальными нормами ребенок овладевает именно в семье. Только в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации, определяется стиль жизни, устремления, планы и способы их достижения. Здесь ребенок знакомится с трудовыми навыками, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве. Тем самым ребенок учится уважать труд родителей, родственников, других людей.
Социальное развитие ребенка осуществляется в деятельности. В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации. Особое место здесь занимает игра, позволяющая ребенку наиболее полно реализовать себя. Благодаря игре личность ребенка совершенствуется: развивается мотивационно-потребностная сфера, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, развивается произвольность поведения, развиваются умственные действия.
В процессе организации предметной среды необходимо соблюдение следующих требований:
- содействие качественному развитию всех психических процессов — восприятия, мышления, памяти, воображения и т. д.;
- отражение в содержании основных элементов социальной культуры (этической, семейнобытовой, национальной, этнической), обеспечивающих общее личностное развитие (познавательное, речевое, художественное, эстетическое, физическое);
- соотнесенность с возрастом ребенка, ориентация на «зону ближайшего развития»;
- учет возрастных различий детей [4].
Понимание воспитания как процесса организованной социализации, обеспечивающего становление социального опыта воспитанников, указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешить жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.
Как любой процесс, воспитание протекает под воздействием определенных методов. Назначение методов воспитания многогранно. Посредством методов осуществляется комплексное формирование сознания, поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т. д., что указывает на широкие возможности их применения — от самых общих компонентов личности воспитанника до конкретных качеств. В связи с этим надо учитывать как боле конкретные, так и более общие последствия применения методов воспитания в определенной ситуации.
К основным методам воспитания относятся:
- метод стимулирования, направленный на повышение стремления воспитанника к участию в определенной деятельности, активизацию внимания, восприятия, эмоциональной сферы;
- метод репродуцирования, направленный на осуществление воспитывающей деятельности, посредством выполнения воспитанником конкретных действий определенным способом;
- метод закрепления и обогащения, направленный на формирование у воспитанника необходимых качеств личности, активизацию самостоятельных усилий воспитанника;
- метод содействия и творчества, обеспечивающий благоприятные условия и содействие самостоятельной деятельности воспитанника.
Таким образом, можно заключить, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого происходит присвоение ребенком объективно заданных норм человеческого общежития и постоянное открытие, утверждение себя как социального субъекта и требует создания определенных условий организации жизни ребенка, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
История исследования детей с особыми педагогическими потребностями имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: «отстающие в педагогическом отношении», «запоздавшие» и др. [5]
Возникновение аномалий развития связано с действием, как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и различных наследственных влияний.
Психолого-педагогический аспект характеризуется:
- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);
- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания, мышления и т. д.;
- общее недоразвитие речи — дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;
- низкое развитие игровой деятельности;
- несформированы все структурные компоненты учебной деятельности [6].
Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод: задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.
Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимо для оказания адекватной коррекционной помощи.
Роль образования на современном этапе развития Казахстана определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду и создание новых технологий для работы с такими детьми.
Одной из наиболее актуальных проблем совершенствования системы специального обучения является интеграция детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников и построение коррекционно-развивающего процесса, при котором обучение предполагает овладение ими государственного стандарта в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Основываясь на теории игры Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, применение игры как терапевтического средства признается отечественными психологами. Игровая терапия выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую и обучающую. Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие — достижение более адекватной адаптации детей. Содержание игр должно соответствовать уровню умственного развития ребенка. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми. Включение в коррекционную работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе. Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.
Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы предполагает следующие направления:
- обучение умению фиксировать свое внимание на эмоциональном состоянии других — людей и животных;
- обучению правильному распознанию эмоционального состояния другого человека по внешним признакам того или иного чувства;
- обучение умению анализировать собственные эмоции;
- обучение поведенческой этике на эмоциональной основе.
Важно отметить основные направления психолого-педагогического сопровождения семей:
- диагностика, коррекция и предупреждение вторичных отклонений в развитии психики ребенка;
- оказание ребенку помощи в реализации его образовательных потребностей, создание педагогических условий для проведения с ним коррекционно-развивающих занятий;
- информационная помощь родителям в отношении проблем развития ребенка и формирование у них педагогической этики и психолого-педагогической компетентности;
- включение родителей в педагогический процесс [7].
Вышеуказанные виды работы имеют коррекционную значимость лишь при системном формировании детской деятельности. Реализация поставленных задач возможна при условии организации жизни ребенка с особыми педагогическими потребностями, насыщенной положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом окружающей среды и общения.
Вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с особыми педагогическими потребностями навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, а в конечном итоге — на адаптацию к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире. Для этого необходимо создание специальных педагогических условий в семье и образовательных учреждениях.
Коррекционная поддержка детей с особыми педагогическими потребностями осуществляется в дошкольных и школьных образовательных учреждениях комбинированного вида, имеющего как группы для нормально развивающихся детей, так и группы компенсирующего вида, а также в учреждениях общеобразовательного вида в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) обучения при обязательной коррекционной поддержке ребенка с отклонениями в развитии. Дети, воспитывающиеся в домашних условиях, могут обучаться в группах кратковременного пребывания при учреждении компенсирующего или комбинированного вида.
Возможность положительных результатов коррекционной работы определила особый подход к воспитанию и обучению детей данной категории. При условии особой организации воспитательно-образовательного процесса дети с особыми педагогическими потребностями способны овладеть программой обучения и в большинстве случаев продолжить образование.
Технология организации специального коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с особыми педагогическими потребностями в учреждениях компенсирующего и комбинированного вида предусматривает соблюдение следующих условий:
- наличие в учреждении диагностико-консультативной службы;
- построение воспитательно-образовательного процесса (с учетом индивидуальных возрастных, психофизиологических, личностных особенностей и возможностей детей), обеспечивающего коррекцию нарушений умственного, речевого и эмоционального развития и стимулирование, обогащение развития во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой, коммуникативной);
- использование адекватных технологий, характеризующихся эмоционально-игровой окрашенностью, прикладной направленностью (тактильно-действенным обследованием, экспериментированием);
- взаимодействие с семьей (активное включение родителей в жизнь учреждения, просвещение родителей);
- проведение лечебно-оздоровительной работы, создающей благоприятную базу для организации занятий, игр, других видов деятельности [8].
Первое направление коррекционной деятельности заключается в максимально возможном решении проблем в соматическом здоровье детей с особыми педагогическими потребностями.
Второе направление деятельности — психолого-педагогическая коррекция, ориентированное на максимальную успешность. Этому способствуют определенные образовательные программы и возможность ее изменения в процессе обучения ребенка.
Обобщение результатов исследования теоретических источников позволило выявить основные проблемы социализации личности ребенка, раскрываемые в отечественной и зарубежной литературе, выявить особенности и условия процесса социализации школьников, изучить особенности развития детей с задержкой психического развития и средства их успешной социализации.
Главная проблема ребенка с особыми педагогическими потребностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда — и к элементарному образованию.
Отклонения в развитии приводят к «выпадению» из социального и культурного обусловленного пространства, нарушает связь с социумом, культурой как источником развития. Подобное понимание проблемы подводит к дифференцированию содержания и механизмов социального развития школьника с особыми педагогическими потребностями.
Социально-педагогическая деятельность по поддержке детей с особыми педагогическими потребностями — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности ребенка с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи [9].
Процесс социализации личности ребенка с особыми педагогическими потребностями будет эффективным при условии интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определенные ценности и общепринятые нормы поведения, необходимые для жизни в обществе. Необходимо признание роли семьи как микрофактора в процессе воспитания и развития ребенка для более полной и успешной социализации его личности. Основные задачи социализации заключаются в формировании ценностей и общепринятых норм поведения, необходимых для жизни в обществе, коммуникативной и социальной компетентности и самый эффективный метод для успешной социализации — игра.
Таким образом, приходим к выводу, что социально-педагогическую деятельность необходимо реализовывать как технологию перевода социальной ситуации развития ребенка в педагогическую, образовательную, воспитательную, обучающую, развивающую. В основе процесса социального воспитания лежит ознакомление детей с социальной действительностью. При этом важно, чтобы были учтены возрастные новообразования ребенка-школьника, так как эти критерии по своей природе социальны и их приоритетное развитие обеспечивается в процессе социализации. Полнота достижения этого процесса возможна в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонентов развития.
Список литературы
- Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2003. — № 2
- Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — СПб.: Речь, 2004. — 272 с.
- Интеграция детей с особыми нуждами. Материалы областной научно-практической конференции. — Самара: ГП «Перспектива», 2003. — 236 с.
- Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. — Пермь: Знание, 2002. — 124 с.
- Мардахаев Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание. — М.: Сентябрь, 1997. — 96 с.
- Никишина В. В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 128 с.
- Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб.: Питер, 2008. — 192 с.
- Щетинина А. М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. — Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. — 132 с.
References
- Boryakova N. Yu. Klinicheskaya and the psychology and pedagogical characteristic of children with a delay of mental development//Correctional pedagogics. 2003. — No. 2
- Golovanova N. F. Socialization and education of the child. Manual for students of higher educational institutions. — SPb.: Speech, 2004. — 272 pages.
- Integration of children with special needs. Materials of regional scientific and practical conference. — Samara: GP «Prospect», 2003. — 236 pages.
- Kolomiychenko L.v. Concept and program of social development of children of preschool age. — Perm: Knowledge, 2002. — 124 pages.
- Mardakhayev L.v. Social pedagogics: Textbook. — M.: Gardarika, 2005. — 269 pages.
- Mudrik A.v. Socialization and education. — M.: September, 1997. — 96 pages.
- Nikishina v. V. Prakticheskaya psychology in work with children with a delay of mental development: A grant for psychologists and teachers: — M.: Gumanit. prod. VLADOS center, 2003. — 128 pages.
- Triger R. D. Psychological features of socialization of children with a delay of mental development. — SPb.: St. Petersburg, 2008. — 192 pages.
- Shchetinina A. M. Socialization and an individualization at children’s age: Manual. — Veliky Novgorod: GU of Yaroslav the Wise, 2004 is new. — 132 pages.
- 17259 просмотров