Великий Абай и христианство
Веркулеева А.В., средняя школа в честь Преподобного Сергия Радонежского г. Петропавловск
Доклад на семинаре учителей ОПК
Что такое миссионерство? Какой должна быть проповедь? Как показать неразрывность жизни и веры? Многие вопросы заставляют нас задуматься. Разговор о Боге в верующей среде — это не миссионерство, а обычная жизнь. В то время, как христиане (еще начиная с апостолов) по своей природе проповедники и миссионеры.
Задача любого учителя — научить ребенка жить без себя и жить достойно! А задача православного учителя показать, что христианство не замыкается в стенах воскресной школы или храма. Христос везде, и жизнь с Христом в сердце возможна везде — в любом обществе.
Некоторое время назад в школах Казахстана ввели новый предмет — Основы религиоведения. Преподавать религиозное учение
Основные религиозные учения Казахстана — мусульманство и православное христианство. Мне бы хотелось затронуть и слегка осветить некоторые схожие черты христианства и учения казахского просветителя Абая Кунанбаева, чье творчество глубоко и многогранно. Возможно, для
Подробный анализ произведений Абая и христианских авторов занял бы не один час, но давайте остановимся только на отрывках из «Слов назиданий» казахского наставника и лишь нескольких христианских авторов.
Поэт и мыслитель, композитор и общественный деятель, знаток правовых и хозяйственных устоев казахов. В своих произведениях Абай воспевает молодость, природу, любовь, духовный мир человека. Как
Первый церковный автор, о ком вспоминаешь, читая Слова Абая — это Израильский царь Соломон. Мудрейший правитель, послушать речения которого съезжались цари и простые люди из разных стран; автор, чьи произведения до сих пор с почетом используются во время богослужений, в определенный момент он, как и Абай, почувствовал суету земных вещей. Этому посвещена книга Екклесиаст.
Мы все знаем Гилберта Честертона — английского писателя, автора серии книг «Приключения отца Брауна». Но мало кто знает, что Честертон был прекрасным апологетом и проповедником. Хочется привести слова преподавателя, зав.кафедрой философии ПСТГУ
О многогранности творчества и характера Г. Честертона говорят строки эпитафии:
- «По
Честертону-другу плачут все друзья,
ОтЧестертона-рыцаря осталась тень копья,
Честертон-газетчик перестал писать,
Честертон-писатель жив, пока читать
не разучились мы. Мечтатель Честертон
Оставил нам свои мечты, свой заповедный сон.
И без регалий дрогих, достоин и смущен,
Идет в сообщество святых ребенок Честертон…»
В последнее время мы можем познакомиться с произведениями самых различных православных авторов. Один из них — большой друг русского народа — епископ Охридский и Жичский Николай (Велимирович). Белград, Берн, Оксфорд, Париж,
Что же общего у таких разных людей? Что может их объединять? Чистое сердце стремящееся к познанию Истины в высшем ее проявлении, безграничная любовь народа, отеческие наставления на разных языках, но говорящие об Одном: вот что их объединяет. Казах и серб, англичанин и еврей — были любящими отцами и мудрыми учителями для своих народов, поэтому их слова живут в веках.
По словам еще одного английского писателя Клайва Стейплза Льюиса, «искусство — это „то же самое, но иначе“». И приведенные нами авторы говорят об одном и том же, но каждый
Давайте проследим основные моменты поучений этих великих людей. Все Слова назиданий охватить весьма тяжело, но мы выделим наиболее яркие. Оставим литераторам важное дело литературного анализа произведений, а историкам — не менее важный исторический анализ. Прочитаем произведения Великих творцов как простые слушатели, к которым они и были обращены.
В определнный момент жизни любой человек задумавается над вопросами: кто я, зачем я живу, мог ли
Как часто нам приходится слышать разговоры о превосходстве того или иного народа. Это, пожалуй, самая распространенная причина всех конфликтов — гордыня в национальном масштабе. «В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками… При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их… Куда сгинули наши былые восторги? Где наш радостный смех?» (Слово2). Абай осуждает казахов за их кичливость перед другими народами и говорит, что каждый народ в
Как часто православные христиане, приступая к таинству исповеди каются в празднословии. Как часто, предаваясь пустым разговорам, мы забываем о некоторых добродетелях. Об этом говорят и Абай, и свт. Николай, и царь Соломон. Вот как разсуждает Абай: «Люди внимательные давно заметили — глупый смех ведет к опьянению… Предаваясь пустому смеху, человек теряет совесть, отстраняется от дел, соверает непростительные ошибки… Не всякий смех заслуживает одобрения. Существует же…такой, что идет не из груди — Богом данным путем, а рядится да пустым звоном рассыпается, единственно ради того, чтобы прожурчать красиво… Веруй в Бога, надейся на свое умение и силы. На честный труд даже земная твердь ответит всходами.» (Слово 4). Художник слова святитель Николай говорит: «К молчаливому языку и задумчивому сердцу приходишь Ты, Жених души моей, Дух Всесвятой. От многословного языка прячешься, как лебедь от бури на озере. Словно лебедь плывешь по тишине сердца моего и делаешь его плодоносным…). Мудрец Соломон добавляет: «Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей. И если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий. Понял я, что все, что делает Бог, пребывает во век; к тому нечего прибавлять и нечего убавить…» (Глава 3). Но не стоит думать, что грустное сухое делание — это все что достанется доброму и порядочному человеку. «Не всякий смех — добро», — говорит Абай, «Веселись и делай добро», — вторит ему Соломон.
Народная мудрость, как нельзя лучше, отражается в пословицах — кратких изречениях рожденных народом. Смысл пословиц отражает склонности народа. Сравним их. Абай описывает их так: «Пословиц множество. О чем они говорят? Не о науке и знаниях, не о мире и справедливости радеет казах, ему бы разбогатеть, да не знает — как?…Дети боятся раскаленного очага, взрослых не устрашить и адовым огнем. Дети, стыдясь, готовы сквозь землю провалиться, а взрослые не ведают стыда» (Слово 5). А святитель Николай просто приводит пословицы своего народа:
- «Не платит Бог за каждую субботу.
Бог тогда поможет, когда никто не может.
Кто не найдет счастья в себе — не найдет в целом свете.
Наука без дел — что пчела без меда.
В нашей власти как жить, а не сколько.
Порядочность мало обещает, да много делает.
Исполни Божью заповедь, а Бог исполнит твои молитвы.
Неправедный динар 10 дукатов унесет.»
В любом народе ребенок — это благословение Божие, и очень плохо, что сейчас многие об этом забыли. Люди молит Бога о ребенке, но что из этого выйдет? Об этом размышляют и мусульманин Абай: «Люди молят Бога о ребенке… Хороший ребенок — в радость, плохой — в тягость. Как знать какого ребенка тебе даст Бог? Что ты дашь ему?» (Слово 10), и православный святитель Николай: «Произведшие на свет воображают, что они родители и управляют детьми Твоими, как своим имуществом. На самом деле не управляют, а искривляют и ломают… Обеспечивайте детям своим не кусок хлеба, а хоть частично душу и совесть… Царские дети отданы вам под опеку. Воистину, Царь воздаст щедро тем, кто сохранит для Него царевичей».
Еще один вопрос занимает умы людей целыми столетиями: что такое богатство — цель или средство? Христос сказал: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царство Небесное». Не от того ли, что богатство становиться определяющим? Но как приобрести богатство без знаний, как им распорядиться не имея грамотности? Само по себе богатство — суета и искушение, об этом говорят и Абай: «…Ты молил Бога о богатстве? Он дал тебе, а ты не берешь! Дал Он тебе силы для дого, чтобы трудиться и праведно наживаться. Разве ты тратишь силу на праведный труд?…Без просвещения нет ни веры, ни блага. Без знаний ни намаз, ни посты, ни паломничества не достигнут цели.» (Слово 10), и царь Соломон: «Бог дает человеку богатство, и имущество, и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего ни пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а пользуется тем чужой человек! Это — суета и тяжкий труд!… Все труды человека для рта его, а душа его не насыщается…» (Глава 6).
А следующие слова относятся к нам с вами (ведь каждый учитель — это проповедник): каким должен быть проповедник, чтобы ему верили люди? В 12 Слове Абай показывает себя не только как просветитель, но и как человек духовный и религиозный. Рассуждая о том, какова должна быть проповедь, он четко определяет и состояние проповедника: «.Когда
Судьба переменчива, все проходит, все приедается, нет ничего земного, что было бы вечно дорого человеку. И, как будто, один человек писал слова: «.Все мы знаем — ничто не властно над судьбой… Надоедает человеку,…, все — еда, развлечения, щегольство, пиры, компании, стремления, женщины. Рано или поздно обнаруживается порочность, бессысленность всего… Постигшим скоротечность и тленность земной радости сама жизнь кажется постылой. Я подумал: блажен тот, кто глуп и беспечен.» (Абай, Слово 20)
и: «Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это было моею долею от всех трудов моих. И оглянулся я на все дела мои.и на труд, которым трудился я, делая их: и вот — все суета и томление духа, и нет пользы от них под солнцем!…И меня постигает та же участь, что и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?» (Екклесиаст, глава 2). Что же остается в результате? Все — суета. Если не думать о Царстве Небесном, о будущей жизни, невозможно и в этой жизни найти смысла. И теряет смысл даже премудрость.
Самое великое чудо на земле — это человек. Господь 6 дней готовил землю чтобы в один прекрасный момент подарить ее человеку. Но любой человек смертен и, по словам Честертона, самое главное, что он внезапно смертен. Как сказал Абай, «смерть приходит не только за старыми». «Все знают, что люди смертны, что смерть приходит не только за старыми, и взяв кого то, она никогда не возвращает его. Казах верит в это поневоле, а не потому, что дошел до этого путем глубокого размышления…» (Слово 34)
Мы привыкли гоняться за
Так что же общего у таких непохожих людей? «Блажены чистые сердцем потому, что Бога узрят» — говорится в Библии. Только сердце ничем незапятнанное, освободившееся от черезмерных земных и временных привязанностей может увидеть Бога. Именно такое сердце обединяет этих разных, но таких похожих людей.
То, что темы, затронутые в произведениях этих Великих и удивительных писателей вечны, подтверждают многие наши современники, обращающиеся к ним. Так, летом 2010 года вышел в свет стихотворный перевод Слов Назиданий великого Абая, выполненный православным епископом Геннадием (Гоголевым) — ректором Алматинской духовной семинарии. Вслушаемся еще раз в эти слова:
- Немало мною пройдено дорог,
и многое в пути я испытал:
Я уклониться от борьбы не мог,
Судил неправо, спорил, ревновал.
Но скоро станет близк мой конец
я обессилен и устал душой,
и убедился, что до злых сердец
не достигают благость и покой.
***
Я попросил бумаги и чернил,
чтобы простой и безыскусный слог
мои слова навеки сохранил.
Быть можеткто-нибудь перепишет их,
чтобы оставить в памяти людской,
а если нет — богатство слов моих
сойдет в могилу навсегда со мной.
Список литературы
- Абай. «Слова назиданий». (Любое издание).
- Книга Екклесиаста. Библия. Ветхий Завет. (Любое издание).
- Святитель Николай (Велимирович) Сербский. «Моление на озере». Москва. «Сибирская благозвонница». 2010 г.
- Святитель Николай (Велимирович) Сербский. «Творите дела правды». Минск. «Издательство Дмитрия Харченко» 2010 г.
Г. К. Честертон . «Ортодоксия». Москва. ПСТГУ. 2004 г.
- 15874 просмотра