Великий пост: как проводили его наши предки?
Пришло время Великого поста. В этом году он проводится с 7 марта по 23 апреля. Как проживали этот важнейший период религиозной жизни наши предки? О чем думали, что чувствовали, о чем скорбели, чему радовались, как питались?
Для многих из нас понимание Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый период.
Но смысл Великого поста — очищение своего духа, приведение в порядок своей духовной жизни, помыслов, уход от суеты в переживания духовного подвига Христа.
У верующего человека Великий пост вызывает особое душевное состояние, особое настроение. Если бы их спросили, что они чувствуют в это время, они, наверно, сказали бы о том, что душу свою готовят к светлому дню Пасхи, ведь Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и заканчивается Субботой Страстной седмицы.
Подготавливая себя (свой дух и свое тело) к светлому дню Воскрешения Христа, наши предки точно знали, что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, ругаться, надо прощать своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго. Ходить в церковь, молиться.
Если говорить о бытовой стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались.
Первым днем Великого поста является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли, чистили, закупали «постные» продукты.
В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом было выложить на прилавок скоромную пищу.
Люди в те времена жили особыми религиозными циклами. Сегодня мы утратили эту культуру.
Что же входило в «постное меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило «голодания». Только великие сподвижники Церкви могли подвязаться на такие подвиги.
«Постные рынки» были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола: сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, баранки всех видов, ягоды: клюква, морошка, черника, соленые огурцы, морковь, лук, репа, свекла, всевозможные соленья, даже соленые арбузы.
Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например, с сушеным черносливом.
Казалось бы, простые, повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств — засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.
На Благовещенье, если только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Веpбное воскресенье на «постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с осетриной, семгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с печенкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным) можно было есть икру, но не рыбу.
Хозяйки того времени знали массу рецептов традиционной в Великий пост еды.
Важным продуктом были различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.
Кроме киселей и компотов, русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую возможность. Предлагались разные сорта кваса — квас хлебный, квас кислощейный, квас солодовый, квас бражный, квас с имбирем…
Также большим спросом пользовался мед: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье, разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники.
Масло, на котором все готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов: подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое.
Как мы видим, «постный рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.
Однако это было не главное. Сама по себе «постная еда» была дополнением к частому во время Поста пребыванию верующих в церкви, к стоянию на службах. Как постоянная молитва о прощении, обращенная к Богу. В дни Великого Поста нужно было скорбеть духом и просить у Бога очищения.
Страстная неделя — самое эмоционально напряженное по переживаниям верующих время Великого поста. В Великую Субботу начинали святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах лежали венки из розочек.
И вот, когда душа верующих уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа, наступала Пасха!
Главными атрибутами Пасхи стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху выпекались еще «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли быть сахарные.
Но главным при этом было всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие света, льющегося с небес.
Марина Кузнецова
Источник: ШколаЖизни.ру
- 8971 просмотр