Внеклассное мероприятие лекция—концерт на тему «В гостях у госпожи Мелодии»
Янке Татьяна Леонидовна, преподаватель по классу фортепиано, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГКП «Детская музыкальная школа № 2 г. Сатпаев» пос. Весовая |
План:
1. Народные песни: а) русские, б) казахские
2. Сказки.
3. Лирические мелодии: а) колыбельные песни, б) джазовые обработки
4. Вальсы: а) классические, б) современные.
Оформление концертного зала: зажжённые свечи в подсвечниках, репродукции картин, портреты композиторов, эскизы национальных костюмов.
В мероприятии принимают участие учащиеся 1–7 классов отделения фортепиано.
Ведущий: Добрый день! Сегодня все мы в гостях у госпожи Мелодии (звучит тема первого концерта
Там, где небо сходится с землёй,
Горизонт родился молодой.
Я бегу желанием томим,
Горизонт уходит — я за ним…
Что там за горизонтом? Наша мечта, наверное… Госпожа Мелодия любит мечтать… Мечта зовёт, манит вдаль… А там, вдали, полоска бескрайней степи, леса, облака, туманности… И всё это живёт, движется — жизнь земли и жизнь неба, разделённые линией горизонта.
Линия мелодии… Какие дали, какую глубину открывает она? Здесь тоже всё жтвёт, меняется. Здесь тоже есть облака и туманности. Необъятное пространство, только музыкальное.
Тронула умелая рука акына струну и заговорила, запела домбра; поплыли звуки яровчатых гуслей — и вот уже величавая, распевная речь народных сказителей неторопливо повествует о давно прошедших временах. Народный фольклор — вот тот неиссякаемый родник красоты и мудрости любого народа («народ» по-славянски- «язык»). Казахские кюи, русские былины, украинские думы, норвежские саги, французские песни о Роланде, немецкие сказание о нибелунгах — вот тот источник, в котором черпали вдохновение поэты и композиторы всех времён и народов!
Во-первых — песни эти пели по памяти, передавая устно от старшего поколения младшему. От того и нельзя было определить, кто же сочинил песню. Получалось, что автор её не один человек, а весь народ.
Во-вторых, если песни передавали устно, то каждый мог присочинить к одной и той же мелодии
Многострадальная, крепостная Русь…
«Эх, дубинушка ухнем.
Эй зелёная, сама пойдёт.
Подёрнем, подёрнем — да ухнем»
Это не пение, это стон раздаётся над широкой матушкой — Волгой… Артель бурлаков тянет гружённую баржу. (репродукция картины
Казахский народ издавна славится своей любовью к музыке. Его прекрасные песни и кюи вызывали восхищение Р.Роллана, крупного советского композитора и музыковеда Асафьева, русских композиторов Бородина, Ипполитова — Иванова. Многие выдающиеся композиторы использовали в своих произведениях казахские мелодии.
Есть у казахов замечательное поэтическое предание, рассказывающее о том, что
Ты — зрачок глаз моих,
Дум залог дорогих,
Сердцу мук не забыть,
Столь глубок шрам от них.
Слышал я от седых мудрецов речи их:
«Нет, пророк не являл нам такой средь живых».
(1.Абай «Көземнің қарасы» обр. Асановой. 2. Мацуцин «Ләйлім»).
Не
Когда ж оборвалась струна,
Кругом рыдала и звенела,
Как в вешней роще тишина.
(А.Блок)
Вслушайтесь в тишину звуков… И вы услышите голос — грустный и задумчивый. В этом голосе скрыт маленький секрет госпожи Мелодии — она Живая! У неё есть дыхание, пульс, движение. Она может стать прозрачной как воздух или твёрдой, как скала; она может даже «растаять» как последний снег и «умереть», чтобы вновь родиться и расцвести. Госпожа Мелодия имеет много разных обликов, одно только остаётся неизменным — её искренность! (Если надо рассказать о глубоких и нежных чувствах, композиторы обращаются к скрипке или виолончели).
Звучит скрипка: Л.Бетховен «Сурок».
Трудолюбив был простой народ, Землю — матушку пахал, рыбу ловил, в лесах и степях охотился, скот пас. Красоту родного края ценил и сам создавался красоту создавать: то ложечка расписная, то чаша затейливая, то игрушка хитроумная выйдет из умелых рук мастерового. А костюмы какие носили! Глядеть, не наглядеться на узоры тканные да вышитые! Ну, а уж про сказки и говорить нечего — чистый родник воды живой! «Дела давно минувших дней, преданья, старины глубокой…». Так начинается поэма — сказка «Руслан и Людмила»
Известный каждому пролог
«У Лукоморья дуб зелёный;
златая цепь на дубе том,
и днём, и ночью кот ученый
всё ходит по цепи кругом…»
будет написан много позже, лишь восемь лет спустя, в 1828году. Русский композитор
«Раздался шум;
Озарена мгновенным блеском тьма ночная,
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей…
Высоким колпаком покрытой,
Пренадлежала борода».
Послушайте, как в музыке эпизод шествия, чередуется с темой колокольчиков. Контраст — создаёт сказочную и несколько жутковатую картину. (Звучит «Марш Черномора» из оперы
Продолжая тему сказок, я предлагаю Вам послушать «Песню индийского гостя» из оперы
Кто нам дорог больше всего на свете? Конечно, наши мамы, папы, бабушки и дедушки. А теперь давайте представим, что они все вдруг разучились говорить. И что же, мы перестали понимать друг друга? Например, мама
«Summertime» «Колыбельная песня» Клары из оперы «Поги и Бесс» — это самая поэтическая, а также самая известная мелодия, которую
Мелодия — это душа музыки. Послушайте музыку для души. (Звучит произведение Т.Асановой «В ритмах джаза». Юманс «Мы играем джаз»).
Целое море танцевальной музыки окружает нас. Как ярко в мелодии танцев проявляются особенности национального характера, манера двигаться, человеческий темперамент, и даже мода! Многие народные мелодии дошли до нашего времени в своём первозданном виде. Особенно выделяются среди них, плясовые: казахский «Камажай», русская «Камаринская», белорусская «Бульба», украинский «Гопак», кавказская «Лезгинка».
Очень часто в истории и жизни танцевальной музыки происходили удивительные перемены: из народной среды некоторые их них постепенно перемещались в аристократические залы, становясь бальными. А как вы знаете на балах свои законы, свой этикет. Ведь на балу важно было показать красоту поз, великолепие нарядов, изящество манер.
С начала XIXвека самым популярным во всех слоях европейского общества становится вальс (от немецкого walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться). Характерными чертами мелодии вальса становятся лиризм, изящество, пластичность.
Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством композитора Штрауса — отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна. И если вальс был признан «королём» танцев, то Иоганна Штрауса заслуженно величают «Королём» вальса. (Звучит «Венский вальс» И.Штрауса). А теперь послушайте «Вальс» наших дней из кинофильма «Берегись автомобиля».
В гостя у госпожи Мелодии замечательная девочка Мари из балета
Закрыта крышка рояля…
Потушены свечи…
Но двери в удивительный
и волшебный мир Музыки,
НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ НИКОГДА…
Литература
1.
2.
3.
4.
5. Абай. Избранное
6. Музыкльная энциклопедия
7. Композиторы джаза. Джорш Гершвин
- 9997 просмотров