Внеклассное мероприятие с элементами самопознания «Пред ликом священной природы»
учитель русского языка и литературы
(Современное звучание проблемы «Человек и природа» в поэзии 19–20 веков)
Разработка может быть использована как на уроках литературы, так и во внеклассной работе, например, в рамках экологической декады.
Цели мероприятия:
- Показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19–20 веков и какие проблемы они поднимают в своих стихотворениях.
- Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды.
- Развивать навыки анализа лирического произведения.
- Воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска или диапроектор, выставка книг о красивейших заповедных местах Казахстана, аудиозаписи, музыкальный центр.
Эпиграф к мероприятию:
-
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
Ход мероприятия:
Под красивую лирическую музыку учитель читает отрывки из произведений
«…Вся поверхность земли представлялась
«…Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков — серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места… Но сами они так же лазурны, как небо. Они все насквозь проникнуты светом и теплотою…» (
Учитель: «Замечательные картины природы встают перед глазами! А сейчас мы послушаем несколько японских трёхстиший — хокку, и вы убедитесь, что всего тремя строчками можно выразить неповторимую красоту окружающей нас жизни»:
Дети читают хокку:
-
Срезали пион —
И себе настроение испортил
На целый вечер.
Бусон
-
Бушует осенний вихрь!
Едва народившийся месяц
Какэн
-
На руке у меня
Прохладный, зеленоватый
Огонёк светляка…
Сики
-
Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах.
Рансэцу
-
Бедные звёзды!
Им места нет в небесах —
Так сияет луна…
Дэйкин
Как она сторожит у ручья
Пока жеребёнок пьёт…
Исса
Учитель: «Тема „Природа и человек“ всегда была одной из центральных тем в литературе. А каково её звучание в лирике 19, 20 веков? Об этом и пойдёт речь на сегодняшнем занятии. Вам, ребята, конечно же, известна „Сказка о рыбаке и рыбке“
-
„Не хочу быть вольною царицей.
Хочу быть владычицей морской.
Чтобы жить мне в
Чтобы служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках“.
И настало то время, когда человек стал владыкою всего живого на Земле. А сказки зазвучали
Ученик читает «Атомную сказку» Ю. Кузнецова.
-
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
- Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
- — Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
- В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
Беседа с классом по вопросам:
— Какая проблема звучит в сказке?
— Чем отличается главный герой от Ивана из русской народной сказки?
Учитель: «На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды. Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово «экология? (Учащиеся высказываются) Экология — раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы».
Слово предоставляется учащимся, выступающим в роли
Выступление экспертов:
«Проблема Аральского моря.
Учитель: «Вернёмся к словам египетского фараона: „Я никогда не перегораживал текущей воды“. А вот что сказал поэт Василий Фёдоров»
Ученик читает стихотворение В. Фёдорова:
- Да Винчи говорил:
«Когда вы захотите
Дать новый,
Лучший путь,
Вы как бы
У самой реки спросите,
Куда б она сама
Хотела повернуть».
- Мысль Леонардо!
Обновись и шествуй,
И вечно торжествуй
На родине моей.
Природа и сама
Стремится к совершенству.
Не мучайте её,
А помогайте ей!
Учащимся предлагается послушать стихотворения о природе:
С. Есенин
- Видели ли вы,
Как бежит по степям
В туманах озёрных кроясь,
Железной ноздрёй храпя,
На лапах чугунных поезд?
- А за ним
По большой траве
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребёнок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает, что в полях бессиянных
Той поры не вернёт его бег,
Когда пару степных россиянок
Отдавал за коня печенег?
Наш разбуженный скрежетом плёс,
И за тысячи пудов конской кожи и мяса
Покупают теперь паровоз.
Евгений Баратынский
Приметы
- Пока человек естества не пытал
Аршином, весами и мерой,
Но детски вещаньям природы внимал,
Ловил её знаменья с верой;
Покуда природу любил он, она
Любовью ему отвечала,
О нём дружелюбно заботы полна
Язык для него обретала.
Почуя беду над его головой,
Вран каркал ему в опасенье,
И замысла, в пору смиряясь пред судьбой,
Воздерживал он дерзновенье.
На путь ему из лесу выбежал волк,
Крутясь и подъемля щетину,
Победу пророчил, и смело свой полк
Бросал он на вражью дружину.
Чета голубиная, вея над ним,
Блаженство любви прорицала.
В пустыне безлюдной он не был одним,
Нечуждая жизнь в нём дышала.
Но, чувства презрев, он доверил уму:
Вдался в суету изысканий…
И сердце природы закрылось ему.
И нет на земле прорицаний.
Последний поэт
Отрывок
- Век шествует путём своим железным.
В сердцах корысть и общая мечта.
Час от часу насущным и полезным
Отчётливей, бесстыдней занята.
Исчезнут ли при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.
Учитель: «К сожалению, это так. Люди преданы промышленным заботам. Думают о том, как и где построить новую фабрику или завод, как больше добыть нефти, срубить леса, не спрашивая об этом у самой природы. Да и зачем спрашивать, она ведь не ответит. А вот Фёдор Тютчев
-
Не то что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть ещё душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…»
Вопрос классу: «А где мы можем услышать голос природы?» (Дети высказывают свои мысли).
Чтение стихотворения А. Фета
-
Учись у них — у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.
- Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый
Они стоят, молчат; молчи и ты!
- Но верь весне. Её примчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
Чтение стихотворения В. Казанцева
- Это никогда не надоест —
Листьев неумолчное плесканье,
Мреющих, бессмертных звёзд блистанье,
Иль, как раньше говорили, звёзд.
- Это не наскучит никогда —
Плавная неправильность сугроба.
Ровная законченность плода.
По земле идущая дорога.
По песку бегущая вода.
Учитель: «А сейчас послушайте стихотворение Александра Ширяевца и подумайте, какая проблема в нём поднимается».
- Тускнеет твой венец алмазный,
Не зыкнет с посвистом жених…
Всё больше пятен нефти грязной,
Плевки Горынычей стальных…
- Глядишь, старее и дряхлее,
Как пароходы с рёвом прут,
И голубую телогрею
Чернит без устали мазут.
- А жениха всё нет в дороге…
Роняет известь едкий прах…
Плывёшь ты с жалобою к морю,
Но и оно — в плевках, в гудках.
Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: «Поэзия рождается на почве, которая называется прозой жизни. Так какова эта проза?»
Выступление экспертов: «Нефтяное загрязнение океана — самое распространённое явление. От
Учитель: «Поэт Игорь Ширяевец сказал: «Природа в таком обморочном состоянии, когда протестовать по поводу её загрязнения уже недостаточно. Нужны не бумаги, не конференции, не заседания, а реальная, созидательная помощь — озеленять, очищать, отмывать, спасать… Ребята, а как вы думаете, как можно спасти природу, а значит и себя, от гибели? И что можем сделать мы с вами?» (Беседа с классом).
Звучит стихотворение А. Толстого
- Острою секирой ранена берёза,
По коре сребристой побежали слёзы;
Ты не плачь, берёза, бедная, не сетуй!
Рана не смертельна, вылечится к лету.
Будешь красоваться, листьями убрана…
Лишь больное сердце не залечит раны!
Вопрос классу: «А какую пользу приносит человеку лес? Что волнует А.Толстого?» (Учащиеся высказывают своё мнение).
Выступление экспертов: «Лес — одно из совершенных творений природы. Лесные плантации защищают от наводнений, эрозии почвы, создают промышленные запасы древесины. В последнее время уменьшаются площади лесов и увеличиваются обезлесенные пространства. При сплошных рубках на участке 10 га (в хвойных лесах) и 25 га (в лиственных лесах) удаляются все деревья в течение 1 года, или одного заготовительного периода. В итоге за последние 300 лет площадь лесов сократилась почти втрое. Основной путь сохранения лесных ресурсов — это более полное использование древесины. Деревья, посаженные на площади земли в 1 га поглощают 8 кг углекислого газа, то есть столько же, сколько выделяют его при дыхании 200 человек».
Заключительное слово учителя: «Сколько бы мы ни говорили о любви к природе, сколько бы ни было написано литературы, призывающей к охране окружающей среды, пока каждый человек не осознает, что ответственен за её сохранность, что от каждого зависит то, в каком состоянии мы оставим планету своим детям и внукам, ничего не изменится. И со временем от природы, которой мы восхищаемся, благодаря которой живём (ведь человек — дитя природы), ничего не останется. Так давайте „пред ликом священной природы“ пообещаем беречь, любить и преумножать окружающую нас красоту, а значит и саму жизнь».
Учащиеся становятся в круг «От сердца к сердцу» и обещают любить и охранять природу.
Учитель: «Давайте, ребята, постараемся придерживаться заповеди, которая выражена в сказке Сент — Экзюпери «Маленький принц: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок — и сразу же приведи в порядок свою планету.»
Минутка тишины. Под музыку «Аве Мария» ребятам предлагается подумать о том, что было сказано на занятии.
- 12268 просмотров