Воспитание поликультурной личности через приобщение к национальным ценностям на основе художественного наследия Ж.Аймауытова, Н.В.Гоголя, Р.Бёрнса
Данилова Л.И. учитель русского языка и литературы СШ № 24 г. Петропавловск |
Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста; уста высказывают только мысль человека, лицо — мысль природы.Артур Шопенгауэр, немецкий философ
1.3 Портретные зарисовки
Портретисты
Свидетельства современников позволяют глубже изучить личность писателей и поэтов, получить из первых уст сведения о том, какими они были в жизни. Свои воспоминания мемуаристы писали после их смерти и запечатлели их в дневниках, путевых заметках, в письмах, докладных записках. В качестве мемуаристов выступают родственники, близкие, друзья, знакомые, поклонники и недруги поэтов и писателей. Выделение в мемуарной прозе портретных зарисовок представляет интерес с точки зрения поэтики описания, а значит, при их анализе могут быть активизированы знания по теории литературы, помогает воссоздать живой образ писателя.
Портрет обычно определяется так: описание наружности (персонажа): лица, фигуры, одежды. С ним тесно связано изображение видимых свойств поведения: жестов, мимики, манеры держаться. [12]
Выделяются динамический и статический портреты. Статический портрет — это «передача объективных, относительно устойчивых или неизменных признаков внешнего облика (рост, особенности телосложения, наличие телесных, физических дефектов, цвет волос, глаз
2. Знакомясь с воспоминаниями современников
а) Так, худым, с длинными руками еще в детстве он запомнился гимназическому товарищу
б) Из неприглядного болезненного мальчика, приехав спустя годы в Петербург, Гоголь превращается в весьма привлекательного молодого человека, изменившего даже прическу, которая, однако, по мнению многих, не красила его лицо.
в) В молодости писатель, как отмечают современники, был полон энергии, огня, жизни. Обращают на себя внимание маленькие прищуренные глаза, которые глядели ласково, но осторожно и не улыбаясь даже в такие моменты, когда он рассказывал окружающим
3. Очень пожилой, умудренный опытом человек смотрел исподлобья. Глубокие морщины пролегли по всему лицу. В его глазах отражалась печаль. В памяти всплывала старая фотография, сделанная перед самым расстрелом отца Бектура — писателя Жусипбека. Аймауытова. От этого взгляд старого человека становился беспокойным, а веки погружались в омут набегающих слезинок. Бектур был полностью погружен в свои воспоминания. Вот таким предстал Бектур Аймауытов, сын легендарного казахского писателя. Бектуру пришлось провести 10 лет в сталинских лагерях и практически всю жизнь прожить с ярлыком сына врага народа, что и определило его дальнейшую судьбу. [3]
— Задания учащимся (работа по вариантам):
— определить статический и динамический портрет в рассказе Аймауытова «Певцы»:
а) «Хозяйка, белолицая, ладная тетушка с большими золотыми серьгами в ушах, встретила нас так, как сноха своего любимого деверька не встречает: «Проходите, проходите, ребята, чего же вы стоите!…»
б) «… а сама дочка Шакет, беленькая, аккуратная, сидит с краю, потупив глаза, и тихонько помешивает кумыс деревянным резным черпаком».
в) «Шакет — лет пятнадцать, а может, шестнадцать. И не сказать вовсе, что она такая уж красавица. Но лицо у нее удивительно живое. Иногда девушка словно удивлялась, и тогда брови ее причудливо изгибались, а то вдруг она делала томное лицо и слегка щурилась, то смотрела прямо на тебя, будто влюбилась, а иногда вдруг рассерженно сверкала глазами. Выражение лица у нее менялось каждую секунду. И каждого из гостей она одаривала либо шуткой, либо ласковым взглядом. Наивному гостю могло показаться, что симпатии девушки обращены именно к нему. Но лишь одному аллаху ведомо было, кто же на самом деле нравился Шакет… ну, а простаку, из которого выколачивались денежки, ведать о том было, конечно же, не дано.
В этом мире, где каждый
г) «Певец растянул меха гармони и заиграл, откинув голову, словно душа его воспарила. Потом он весь
д) «В зале зашумели и захлопали в ладоши, едва Амирхан появился на сцене. Он не был похож на тех, кто выходил до него ни обликом своим, ни одеждой, ни манерами. В каждом его жесте проявлялась вольная казахская натура, не стесненная никакими условностями.
Амирхан начал наигрывать на домбре, а потом, после высокого протяжного зачина, запел во весь голос. Зал замер.
Перед народом Амирхан преображался, он будто обретал крылья, казалось, духи предков помогают ему в эти минуты. Нет, не было и нет равных ему певцов! Люди сникли все, и над залом будто пролился
— Задания учащимся:
— — как изменяется портрет Акбилек на протяжении всего романа?
а) «Какая она была, когда он впервые ее увидел, когда с компанией охотников с беркутами заехал к ней! лицо белое, лоб открытый, шея лебединая, глаза сияют, брови тонкие, губы нежные, пухленькие, как у младенца! Фигура точенная, без единого изъяна, как весенний росток. А когда зазвенела она монистами в косах, вскакивая с места, когда округлила коленями белый подол платья, присев снова, когда прошлась в щегольских туфельках, выходя из комнаты, засмеялась с серебряным звоном, пошептываясь с матерью, когда разливала чай, чуточку смущаясь и представляясь тихоней, когда, придерживая тремя пальчиками, подносила пиалу, выстреливая глазами
— Какие в этих краях уточки трепетные! Чувствуют ястребов издалека.
И услышал в ответ от матери:
— А как же, если ястребы зоркие. — И тут же: — Акбилек, душа моя, проводи гостей до коней!»
б) «Бекболат краешком глаза поглядывает на невесту. Видит — Акбилек стала еще краше, исчезла девчачья угловатость, плечиками округлилась, светится вся. Сердце хвастливо забилось, улыбка прячется под усами, какая у него суженая! Смущает и то, что пальцы его напоминают ей руки Черноуса, куда же дальше — срам, да и только…. Его глаза говорили: „Люблю только тебя“. Даже в сумерках в пытливых очах угадывалась негасимая нежность, опрокидывающая в обморок. И глаза Акбилек отвечали: „И я готова отдать тебе всю себя“. Как в ее черных зрачках не вспыхнуть огоньку любви, словно искре от удара огнива об кремень. И свет негасимой любви переполнил обоих…»
- 9158 просмотров