Юный полиглот
Ефремова Татьяна Ивановна воспитатель ГККП детский сад «Балауса» ГУ «Отдел образования акимата Мендыкаринского района» вторая категория, стаж 35 лет |
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику.»
Глава государства Н. А. Назарбаев ставит перед отечественным образованием принципиально новую задачу.
А повсеместное внедрение трехязычного обучения по всей вертикали — от детского сада до вуза достижениями и тенденциями в науки и технике, быстрее социализироваться в обществе.
Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования в целом, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, социокультурная компетентность, национальное самосознание. Эти качества не передаются по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется их формирование, тем больше устойчивость они приобретают.
Наш детский сад типовой, в нем семь групп. 6 с государственным языком воспитания и обучения, одна с углубленным изучением государственного языка. Изучение государственного и английского языков осуществляется с 3-х летнего возраста, два раза в неделю проводятся занятия по изучению английского языка.
Все занятия построены в игровой форме с привлечением технических средств обучения. На занятиях решаются следующие задачи:
Формирование начального словаря, развитие представлений о культуре, быте народов, воспитание уважения к традициями обычаям, разучивание стихотворений и пословиц на казахском и английском языках, воспитание национального самосознания и полиязычности детей.
Решение этих задач оказывают благоприятное влияние на результаты последующей работы в этом направление.
Безусловно, что данная задача чрезвычайно сложна. Но мы можем с гордостью сказать, что наши дети с ней справляются. Они свободно могут посчитать на трех языках, спеть песню, рассказать стихотворение, рассказать о себе, о семье, поприветствовать старших, просто поговорить.
Да это работа не одного дня. От доступности к нарастающей трудности, переход от близкого к далекому: от легкого к более трудному: от известного к неизвестному: от близкого родного языка к полиязычию, от неосознанного восприятия к окружающей среды
Наши сегодняшние дети — это завтрашние хозяева страны.
Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать. Сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.
Именно в семье дети узнают о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях семьи.
Чтобы дети лучше закрепили свои знания полученные на занятиях и в игре, мы проводим тематические мероприятия, «Под единым шанараком», где цель проекта- воспитывать у детей любовь и уважение к людям различных национальностей, проживающих на территории РК. «Наурыз — семейный праздник», «Проводы зимы», «Здравствуй, Масленица.»
Также проводились творческие выставки на тему: «Герб моей семьи» Родители и дети принимали активное участие в выставке с гордостью демонстрировали знание о своих предках, родном языке.
Содержание работы меняется, постоянными остаются цели и задачи:
- гармоничная передача этнокультурного наследия, культурных и нравственных ценностей.
- воспитание культурных межнациональных отношений детей в многонациональном коллективе.
- воспитание национального самосознания в полиэтническом коллективе детского сада.
Для решения данных задач рождаются новые проекты тема: «Мой край родной — Мендыкара», проект был построен на основе краеведческого материала, с учетом образовательной деятельности, национальных особенностей, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей малой Родины.
Образовательно-воспитательный процесс детского сада построен так, что в нем нет остановок, на каждом этапе решаются новые задачи, закрепляются полученные знания, особенно это касается вопросов нравственно-этических норм.
Основной формой работы с детьми является игра. Игровые моменты и ситуации включены во все виды деятельности. В процессе игры имеется возможность закладывать у детей основы воспитания национального самосознания. Игры: «В гости к кукле Сауле», «Аул», «Составь узор», «Кто, где живет», народные, подвижные, хороводные, игры-драматизации, позволяют глубже окунуться в обычаи народов живущих в нашей республике.
Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию детей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать в детях национальное самосознание в полиэтнической среде детского сада.
- 12476 просмотров