9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Юный полиглот

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Ефремова Татьяна Ивановна воспитатель ГККП детский сад «Балауса» ГУ «Отдел образования акимата Мендыкаринского района» вторая категория, стаж 35 лет

Юный полиглот

«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык — государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику.»

Глава государства Н. А. Назарбаев ставит перед отечественным образованием принципиально новую задачу.

А повсеместное внедрение трехязычного обучения по всей вертикали — от детского сада до вуза достижениями и тенденциями в науки и технике, быстрее социализироваться в обществе.

Современная образовательная ситуация в Казахстане требует внедрения в практику работы инновационных моделей. В настоящее время, в эпоху глобализации, когда обособленное существование разных народов и культур стало практически невозможным, когда переосмысливаются цели и задачи образования в целом, все чаще употребляются такие понятия как поликультурное образование, социокультурная компетентность, национальное самосознание. Эти качества не передаются по наследству. В каждом поколении их необходимо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется их формирование, тем больше устойчивость они приобретают.

Наш детский сад типовой, в нем семь групп. 6 с государственным языком воспитания и обучения, одна с углубленным изучением государственного языка. Изучение государственного и английского языков осуществляется с 3-х летнего возраста, два раза в неделю проводятся занятия по изучению английского языка.

Все занятия построены в игровой форме с привлечением технических средств обучения. На занятиях решаются следующие задачи:

Формирование начального словаря, развитие представлений о культуре, быте народов, воспитание уважения к традициями обычаям, разучивание стихотворений и пословиц на казахском и английском языках, воспитание национального самосознания и полиязычности детей.

Решение этих задач оказывают благоприятное влияние на результаты последующей работы в этом направление.

Безусловно, что данная задача чрезвычайно сложна. Но мы можем с гордостью сказать, что наши дети с ней справляются. Они свободно могут посчитать на трех языках, спеть песню, рассказать стихотворение, рассказать о себе, о семье, поприветствовать старших, просто поговорить.

Да это работа не одного дня. От доступности к нарастающей трудности, переход от близкого к далекому: от легкого к более трудному: от известного к неизвестному: от близкого родного языка к полиязычию, от неосознанного восприятия к окружающей среды

Наши сегодняшние дети — это завтрашние хозяева страны.

Ребенок, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать. Сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Именно в семье дети узнают о своей национальной принадлежности, о традициях и обычаях семьи.

Чтобы дети лучше закрепили свои знания полученные на занятиях и в игре, мы проводим тематические мероприятия, «Под единым шанараком», где цель проекта- воспитывать у детей любовь и уважение к людям различных национальностей, проживающих на территории РК. «Наурыз — семейный праздник», «Проводы зимы», «Здравствуй, Масленица.»

Также проводились творческие выставки на тему: «Герб моей семьи» Родители и дети принимали активное участие в выставке с гордостью демонстрировали знание о своих предках, родном языке.
Содержание работы меняется, постоянными остаются цели и задачи:

  • гармоничная передача этнокультурного наследия, культурных и нравственных ценностей.
  • воспитание культурных межнациональных отношений детей в многонациональном коллективе.
  • воспитание национального самосознания в полиэтническом коллективе детского сада.

Для решения данных задач рождаются новые проекты тема: «Мой край родной — Мендыкара», проект был построен на основе краеведческого материала, с учетом образовательной деятельности, национальных особенностей, воспитывающих гордость, уважение к особенностям родного края, своей малой Родины.

Образовательно-воспитательный процесс детского сада построен так, что в нем нет остановок, на каждом этапе решаются новые задачи, закрепляются полученные знания, особенно это касается вопросов нравственно-этических норм.

Основной формой работы с детьми является игра. Игровые моменты и ситуации включены во все виды деятельности. В процессе игры имеется возможность закладывать у детей основы воспитания национального самосознания. Игры: «В гости к кукле Сауле», «Аул», «Составь узор», «Кто, где живет», народные, подвижные, хороводные, игры-драматизации, позволяют глубже окунуться в обычаи народов живущих в нашей республике.

Таким образом, целостная система позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о региональных особенностей и иных культурных различиях, а так же приобщать к восприятию детей другой культуры, других традиций одновременно воспитывать в детях национальное самосознание в полиэтнической среде детского сада.