Занимательная математика: «Хвала геометрии!»
Науменко Елена Равилевна учитель начальных классов второй квалификационной категории высшего уровня КГУ «Средняя школа № 21» г. Петропавловск |
Урок-праздник
Цель урока:
• Способствовать привитию любви, интереса к геометрии как образовательному предмету.
• Способствовать расширению кругозора, мышления (когнитивного)
Оборудование: Плакат «Хвала геометрии!», на доске слова А. С. Пушкина «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии», шарики, костюмы персонажей, диск с записью фонограмм выученных песен. Костюмы для королевы Геометрии и ее свиты, 2 листа, ножницы, бумага, цветные карандаши, геометрические фигуры, карточки
Ход праздника
I. Вступительная часть
Дети исполняют песню «Чему учат в школе»
1 ученик:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолка речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня праздник.
2 ученик:
Не случайно ей такой почет.
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
3 ученик:
Ты нам, геометрия, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодёжь
Проявлять и волю и смекалку
И за это в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
1 ученик: Мы сегодня путешествуем по стране Геометрия. Что такое геометрия? В переводе с греческого это слово означает «землемерие» («гео» — земля, «метрио» — измерять)
2 ученик: Геометрия — это один из разделов науки математики. Геометрия возникла в глубокой древности и была открыта египтянами. Она возникла как наука, необходимая для измерения Земли.
3 ученик: Это было связано с разными измерительными работами при проведении дорог и строительстве зданий. Возникли правила, относящиеся к геометрическим измерениям. Постепенно геометрия превратилась в самостоятельную науку со своим сводом геометрических правил.
4 ученик:
Білімдіден шыққан сөз,
Талаптыға болсын кез.
Нұрын, сырын көруге
Көкірегінде болсыне өз,
Дүние де өзі, малда өзі,
Ғылымға көңіл бөлсеніз.
5 ученик:
Ғылым таппай мақтанба,
Орын таппай баптанба,
Құмарланып шаттанба,
Ойнап босқа күлуге.
6 ученик:
Болмасаң да ұқсап бақ,
Бір ғалымды көрсеңіз.
Ондай болмақ қайда деп,
Айтпа ғылым сүйсеңіз.
7 ученик:
Оқулықты баршаға,
Талай ғалым қолға алып.
Жылдар бойы қаншама,
Жазады ұзақ толғанып.
1 ученик:
Не крутите пёстрый глобус,
Не найдёте вы на нём
Той страны, страны чудесной
В которую мы попадём.
2 ученик:
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие, брат, дела!
3 ученик:
Пусть в эту страну
Не ходят поезда
Страна Геометрия
Рядом с нами в школе всегда
1 ведущий:
Чтобы образованным человеком стать
Надо геометрию знать!
2 ведущий: Добро пожаловать в страну Геометрию. Нас почтила своим вниманием королева этой страны — ее Высочество Геометрия.
(Под звуки фанфар входит королева)
Королева: Садитесь, друзья! Рада видеть вас, второклассники. Что ж... скажи, все ли в порядке в моей стране.
Точка:
Нет, нет, какой порядок,
Если два брата,
Треугольник с Квадратом,
Меж собой дерутся,
Никак не разберутся.
Королева: Позвать их сюда. Что у вас случилось?
2. Сценка на казахском языке языке
Көпбұрыштың пайда болуы
Ертеде үш бұрыш пен төрт бұрыш дос болыптыю Бірақ үш бұрыш төрт бұрышты көре алмапты
— Меннен бұрышы артық деп.
Үш бұрыш: Ей төрт бұрыш, сен неге мәз боласың! Меннен бұрышың артық деп тұрсың ба?
Төрт бұрыш: Жо-жоқ мен сені қапа қылмақшы емеспін! Үш бұрыш сен әдемісің
Үш бұрыш: Қап бәлем тұратұршы, меннен ешкімнің артық болуы мүмкін емес, бұрышынды жоқ қылмасам ба! (бұрыштарын қырқады)
Көп бұрыш: Ой мен өзгеріп қалыппын ғой, бұрыштарымды кім қырқты, айнаға қарайыншы (Айнаға қарайды)
Үш бұрыш: Төрт бұрыштың масқара болғанын көрмейінші (көзін жұмып тұрады)
Көп бұрыш: Алакай! Мен көп бұрыш болыптым.
Үш бұрыш: Кесемін деп бұрышты әлім босқа құрыпты.
Көп бұрыш: Рақмет, саған үш бұрыш, жасаған мені көп бұрыш
Көп бұрыш пен үш бұрыш: (қол ұстасып)
— Кіп кішкентай досым ай, бір-біріді қызғанып күндеп жүрме осылай. (соңы)
Королева: Думаю. Что теперь всё в нашей стране будет спокойно и мирно, и мы можем продолжать наш праздник
Точка: Ваше высочество, чтобы обсудить последние новости среди всех ваших геометрических подданных, мы предлагаем вам посетить геометрический съезд
3 Геометрический съезд (инсценировка)
Треугольник:
Я открываю заседание
И должен высказать,
Что очень рад
Приветствовать
Почетное собрание,
Определим гостей подряд
И выясним их званья.
Квадрат:
Здесь перед вами их анкеты,
Где точно все изложены ответы.
Но нет... пусть они
Рассказывают сами,
Какие свойства их,
Как их зовут.
Ты ж их рассказ
Проверишь чертежами...
Пусть младшие начнут.
Появляется Веселая Точка: Здравствуйте!
Треугольник:
Кто тут? Я ничего не вижу!
Будь добр и подойди поближе!
Точка:
Я — невидимка, в этом суть моя,
Меня всегда изображают
Прикосновеньем мела
Иль карандаша.
И буквою одной обозначают,
Но я пред всеми заявляю смело,
Что без меня и линий нет -
Они движенья точки след.
Треугольник:
Хоть ты действительно мала,
Но и полезна,
В этом нет сомненья.
Чья очередь?
Выходят Линия Кривая и Линия Прямая.
Прямая:
Я здесь. Я линия Прямая.
Сейчас я вертикальна.
Могу, однако же,
Принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально.
Квадрат:
Да, и ты нужна, важна,
А что худа, нельзя считать за грех,
А рядом кто с тобой?
Кривая:
Я сестра ее родная —
Зовусь я линия Кривая.
В двух точках
Встретившись с Прямой
Всегда тянусь за ней дугой.
Вбегает Ломаная Линия, выходит Окружность, а за ней прячется Угол.
Окружность: А я — Окружность важная!
Треугольник: Кривая замкнутая, что ли?
Окружность:
Ты совершенно прав, мой друг.
Часть плоскости я заключаю в круг.
Треугольник:
Но кто там прячется за вами
Без головы с двумя ногами?
Угол:
Вы ошибаетесь, дружок!
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами иль лучами.
Квадрат:
Постой, дружок,
Ты выступаешь смело,
Но ведь совсем не в этом дело!
Скажи мне, кто ты сам?
Угол:
Я — угол, коль угодно вам!
Есть разные углы.
Я, например, прямой.
Есть острые, тупые.
Треугольник: Чья дальше очередь?
Пятиугольник:
Как будто бы моя,
Сейчас собранию
Представлюсь я!
Когда вы будете иметь желанье,
Число вершин лишь только стоит сосчитать.
Вот, например, когда их будет пять,
Пятиугольником меня
Должны признать.
Квадрат:
Довольно!
Можно кончить с этой темой.
Пора поговорить о нас
(К треугольнику):
Имею я четыре стороны,
И все они равны
И я квадрат!
Треугольник:
Ты на меня, ты на него,
На всех на нас посмотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин,
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Королева:
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились
Все ваши свойства съезду пояснить.
Теперь легко ребятам изложить
Суть геометрии.
Королева: Что-то я устала. Друзья, пора немного отдохнуть. Попеть и поплясать. А так как праздник наш, то песни вы для нас пропойте
Песня на казахском языке
(Появляется Незнайка с портфелем)
— Привет всем! Меня зовут Незнайка. Я из города маленьких Весёлых Человечков. Слышал я, что у вас сегодня большой праздник. Это я люблю. Только не понимаю, зачем нужна геометрия. Говорят, эта наука помогает в работе. Без неё даже дом не построишь. А у меня как раз несчастье — рухнул мой дом в городе Весёлых человечков. Как же мне построить новый? Королева Геометрии, помогите мне, пожалуйста.
Королева: Ребята, давайте поможем Незнайке. Соберите дом из геометрических фигур.
Незнайка: Вы не думайте, я буду вам помогать.
(Дети собирают дом из различных геометрических фигур)
Незнайка: Ой, какие ребята молодцы. Как у вас интересно.
Точка: Ваше Величество, к нам приехали гости заморские — сказочные персонажи. Просят их принять.
Незнайка:
Да это же мой друг !
Он на земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт свой длинный —
Кто же это? Ответы детей: (Буратино)
Танец «Буратино»
Буратино: Привет, друг! Куда это мы попали? (обнимаются)
Незнайка: В страну Геометрию.
Буратино: Всё из-за этой противной Мальвины. Говорит, что знанье — это свет. Темнота, да и только. Ой, а это кто?
Королева: Я — Королева Геометрии. Прошу любить меня и жаловать.
Буратино: Вот, вот! Вот вы- то мне и нужны. Представляете, эта несносная девчонка — Мальвина решила меня всему научить. Одним словом, мучает меня. Говорит, что не пустит меня обратно в мою сказку, пока я не выучу геометрические термины. Что это такое и с чем их едят не знаю.
Незнайка: Ты и вправду мне как брат — такой же незнайка.
Королева: Ты, Буратино попал по адресу и сейчас моя свита, вместе с ребятами тебе помогут овладеть Геометрическими терминами. А ты Незнайка тоже запоминай.
4. Геометрические термины, задания
Геометрическая разминка «Назови одним словом»
— Ее изображают прикосновением карандаша к бумаге. (Точка.)
— Имеет он четыре стороны, и все они равны. (Квадрат.)
— Без начала и без края линия... (Прямая.)
— Три стороны и три угла и столько же вершин. (Треугольник.)
— Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. (Отрезок.)
— Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть нет, начало-то есть. (Луч.)
— Она идёт по краю круга. (Окружность)
Буратино: Здорово, а это оказывается интересно.
Незнайка: Посмотрите-ка, что я нашёл. Тут что-то написано... Буратино, читай!
Буратино: (Читает) Нарисуйте фигуру симметричную данной. А это как?
Незнайка: Действительно, как?
Королева: Эх вы, глупенькие. Сейчас мы вас научим. Идите к ребятам, они помогут. (Выполняют задание с детьми, играет музыка)
Королева:
Ещё одно задание хочу вам дать.
Сколько треугольников спряталось опять?
Незнайка и Буратино: Мы тоже приготовили задание. «Найдите лишнюю фигуру».
Буратино: Чего-то хочется необычного?
Королева: Желание гостя — закон. Выполняйте.
Казахский танец
Буратино: С вами, ребята, весело! Но нам уже пора!
Незнайка: Королева Геометрии, возьмите нас с собой в свою страну. Мы хотим многому научиться. Ребята такие хорошие, добрые, умные. Они нам открыли глаза на эту удивительную науку.
Королева: Хорошо. Будет нелегко, но вы справитесь. Ну а я осталась очень довольна праздником в мою честь. Меня порадовали своими знаниями ученики вторых классов, и за это я награждаю их королевским подарком.
(Вносят торт с фейерверками. Звучат фанфары)
Королева:
Ну вот пришла прощаться нам пора.
Прощайте,
Но только геометрических свойств не забывайте.
Когда для праздника срок мы изберем,
Всех вас опять повесткой позовем.
Признательность свою вам изъявляю,
И праздник наш я закрываю!
Буратино с Незнайкой:
Праздник весёлый удался на славу.
Мы думаем, всем он пришёлся по нраву.
Прощайте, прощайте, все счастливы будьте —
Здоровы, послушны, и нас не забудьте!
Королева: До скорой встречи на уроках.
Песня «Дорогою добра»
Использованные источники:
httpss://znanie.podelise.ru/docs/92347/index-2958.html
httpss://www.pandia.ru/text/77/294/83251.php
- 9649 просмотров