9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Занятие по рисованию в старшей группе «Птичка на ветке»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

 

Нейверт Галина Сергеевна учитель изобразительного искусства второй квалификационной категории высшей степени, стаж 9 лет, КГКП детский сад «Дюймовочка», Казахстан, СКО, район имени Габита Мусрепова, село Новоишимское

Білім беру облысы / Образовательная область: Творчество.

Бөлімі / Раздел: Рисование.

Тақырыбы / Тема: Птичка на ветке.

Мақсат / Цель: Формировать обобщенные представления детей о зимующих и перелетных птицах, учить классифицировать на зимующих и перелетных птиц; формировать у детей умение рисовать птичку, передавая форму частей тела, красивое оперение; упражнять в рисовании красками, кистью; развивать образное восприятие, воображение; уметь передавать в рисовании свои впечатления и наблюдения за птицами, воспитывать любовь к птицам, желание помогать в зимних условиях.

Құрал-жабдықтар / Оборудование: листочки с нарисованной веточкой, простой карандаш, акварель, кисти, непроливайки, салфетки; картинки с изображением зимующих; схемы рисования птички снегиря; музыкальное сопровождение «Что я за птица?»; игрушечное яйцо с птенчиком.

Сөздік жұмыс / Словарная работа: зимующие птицы, снегири.

Ход занятия

1. Сәлеметсіңдер ме, балалар! Қайырлы күн, балалар! Здравствуйте ребята!

Теплый круг:
Сәлеметсіңдерме балалар!
Сәлеметсізбе жер-ана!
Сәлеметсізбе, көк аспан!
Сәлеметсізбе, алтын күн!
Сәлеметсізбе, достарын!
Сіздерді көруге қуаныштымын!

— Ребята, какое сейчас время года? (зима)

— Кто зимой прилетает во двор детского сада к нашим кормушкам? (птицы)

— Как можно одним словом назвать этих птицы? (зимующие)

— Почему их так называют? (потому, что они не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами)

— А теперь ребята изобразите красивую птичью стайку — взмахнув крылышками, летите на свои места.

Слоганы: ноги вместе, руки на месте, локти у края, спина прямая. Молодцы!

Демонстрация игрушечного яйца.

— Ребята, как вы думаете, что я держу в руках? (яйцо)

— А кто внутри яйца? (птенец)

— Давайте посмотрим (открываем). Действительно, птенец. Какой маленький и забавный! Посадим его в гнездышко.

-Послушайте, какую интересную и красивую песенку споет вам птенец. Слушайте внимательно, о чем он вам расскажет в этой песне.

Звучит аудиозапись «Что я за птица?»

— Что хочет узнать птенец в этой песенки? (что он за птица)

-Улетела птица-мать
Малышу жучков искать.
Ждет малютка-птица
Мамины гостинцы.

— Ребята, обратите внимание на картинки.

Демонстрация иллюстраций с изображением птиц. (ворона, сорока, дятел, воробей, снегирь)

— Здесь изображены зимующие птицы, а кто именно является мамой нашему птенцу, мы сейчас узнаем:

— Полетел птенец искать свою маму. А навстречу ему

Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона,
Зовут ее... (ворона)

Дети показывают картинку с изображением вороны.

— Ребята похож ли птенец на ворону? ( не похож)

— Полетел он дальше. Вдруг откуда ни возьмись

ерещунья-белобока,
А зовут ее... (сорока)

Дети показывают картинку с изображением сороки.

— Похож наш птенец на сороку? (Нет)

— Почему? (Ответы детей)

— Полетел наш птенец дальше. Смотрит, а на дереве птица сидит.

Он в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной,
На птенца он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Кто это? (дятел)

Дети показывают рисунок с изображением дятла.

— Похож наш птенец на дятла? (нет)

— Почему? (ответы детей)

— Полетел наш птенец дальше искать свою маму, а на встречу ему:

Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок.
Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать ее не смей!
Это птичка — (воробей)

— Похож ли наш птенчик на эту птичку? (нет)

— И вдруг увидел птенец необычное дерево.

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки.
Ведь это....(снегири)

Дети показывают рисунок с изображением снегиря.

— Похож наш птенец на снегиря? (Да)

— Вот вы молодцы ребята, помогли найти птенчику его маму!
Все птички, которые повстречались на пути птенцу снегирю зимующие, а есть еще перелетные птички, которые улетают в теплые края с наступлением холодов. Рассмотрим этих пернатых теплолюбивых красавцев.

Демонстрация плаката с изображением птиц: жаворонок, утка, грач, журавль, ласточка.

— А наш птенчик снегирек перелетная птичка или зимующая? (зимующая)

— Давайте рассмотрим его повнимательней. (рис.1) Какой формы у снегиря туловище? Какого цвета? Какой формы голова? Какого цвета? Какого цвета крылья и хвостик?

— Вот как наш птенец маму нашел. Каждый день улетала мама искать корм для своего птенца, а снегирек оставался один в гнезде. Скучно ему было одному. Давайте нарисуем ему друзей — снегирей на веточке.(рис.2)

Рис.1 Рис.2

2. Объяснение к практической части, проговаривая с детьми характеристику снегиря, применяя схему рисования (рис.3)

Рис.3
— Берем простой карандаш и делаем набросок. Далее начинаем рисовать птицу краской, широкими линиями. Сначала рисуем красной краской овальное туловище. С одной стороны, где грудка, — шире, а где будет хвост, — уже (похоже на яйцо).

Над грудью черной краской рисуем овальную головку так, чтобы она немного перекрывала туловище, так как шея у снегиря короткая.

Теперь нарисуем хвост средней величины двумя широкими линиями и крылышки. Они подняты вверх, если птичка вспорхнула, и прижаты к спине, если сидит.

— А какой клюв у снегиря? Правильно он короткий и толстый. Для чего снегирям нужен такой крепкий и толстый клюв? (чтобы доставать семена из шишек). Глаза — выше клюва, лапы короткие, расположены ближе к хвосту. Клюв нарисуем короткими мазками, если он открыт — двумя мазками. Снегирь уже нарисован.

С помощью вопросов закрепляем последовательность способа изображения снегиря.

3. Пальчиковая гимнастика «Снегири»:

На деревья во дворы
Налетели снегири!
(Дети показывают движениями, как летит птичка.)
Будто яблочек немножко,
Так и взял бы их в ладошки!
(Ладошки с согнутыми пальчиками.)
А яблочки посидели....
(Движения, которые имитируют срывание яблок.)
Пурх! И дальше полетели!
(Дети показывают движениями, как летят птицы.)

— А теперь можно и приступить к работе.

4. Практическая часть.

Дети рисуют снегиря на веточке.
Наблюдение за последовательностью выполнения работы, с помощью вопросов уточняется название формы, пропорциональное соотношение.

5. Итог.

В конце продуктивной деятельности воспитанники выкладывают свои рисунки для просушки. Отрывок из стихотворения З. Александровой:

Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри!-
Как розовые яблочки,
На ветках снегири.

— Какую птицу мы рисовали сегодня? (Снегиря).

— Что делает снегирь на рисунке? (Снегирь сидит на ветке, летит, клюет семена).

— Молодцы! Теперь в нашей группе появилась целая стая снегирей. Какие они красивые и совсем разные!

Воспитанники рассматривают кто, как нарисовал птиц: крылья расправленные — хочет взлететь; сидит на веточке, что — то клюет.

Дети выбирают наиболее интересные работы.