9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Занятие по самопознанию тему «Сокровища мудрости»

Международный творческий конкурс «Новогоднее настроение — 2025» для детей, педагогов и воспитателей Казахстана, стран ближнего и дальнего зарубежья

 

 

Цель занятия:

  • развивать у детей эмоциональную отзывчивость и способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к другим детям в совместной деятельности, поведении и поступках;
  • научить осознавать, признавать и принимать как ценность жизнь каждого и всех живущих на Земле;
  • приобщить к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, счастью, дружбе, любви.

Материал: макет замка Мудрецов, разноцветные перышки, шапочки Мудрецов, волшебное зеркало.

Ход занятия:

Дети входят в музыкальный зал под музыку В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Ритуал приветствия

Воспитатель вместе с детьми: 1. Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй небо голубое! Здравствуй, я и ты, и вы! Всех вас рады видеть мы!

Цветопись настроения

Воспитатель: 2. А теперь, дорогие мои, я приглашаю вас в путешествие. Дорога предстоит дальняя, поэтому усаживайтесь удобно, расслабьте руки, ноги, закройте глазки. Слушайте волшебные слова. Эне, бене, раба.1, 2, 3. сегодня мы путешествуем по волшебной дороге настроения. Дорога ровная, гладкая, идти по ней легко и хорошо. Мы подошли к лесу. Вокруг нас стройные сосны, пушистые ели, могучие кедры. Чувствуйте как пахнет хвоей, даже голова кружится. Что это? Мы заблудились. Вокруг темный, мрачный лес. Как же нам выйти из чащи. И вдруг, вокруг стало светло, как днем. Летит нам навстречу сказочная жар-птица. Взмахнула она крыльями, упали на землю перышки разного цвета: желтые, красные, синие, зеленые. Поднимите перышко цвета своего настроения. Запомните, что вы чувствуете. Перышки вывели вас из леса и вы благополучно вернулись домой. На счет три откройте глаза. Эне, Бене, раба. 1, 2, 3. Вдох, выдох.

Воспитатель: 3. Перышки жар-птицы укажут вам дорогу в сказочную страну Мудрости. Возьмите перышко цвета своего настроения, пригласите с собой друзей, по дороге поделитесь с ними тем, что вы чувствовали, поднимая перышко.
(Дети приглашают друзей с собой и идут в кабинет «Самопознание»).

Воспитатель: 4. Мы с вами на пороге великой страны Мудрости. А вы знаете, что такое мудрость? (ответы детей).

5. Открыть сокровищницу мудрости нам поможет волшебное зеркало. (Воспитатель оглядывается в недоумении)

6. Что это такое? Зеркало исчезло и осколков нет. Вот записка какая-то. «Испытание пройдете, чудо-зеркало найдете. Хлеб и чистая вода пригодятся вам всегда. Вы котомочку берите и смелее в путь! Спешите!»

7. Давайте обратимся к мудрецам, живущим в замке. Возьмите друг друга за руки. Как прекрасно в этой стране: птицы поют, ручей журчит. Мы с вами у Зеленой башни. Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит шум моря, крик птиц).

    Дождинки, льдинки и снежинки,

    Овраги, реки и тропинки.

    Луна и солнце нам светите

    И в замок мудрости ведите.

(Воспитатель надевает зеленый плащ и колпак, превращаясь в Экоса)

Экос: Здравствуйте, дети, меня зовут Экос. Я мудрец зеленой башни замка. Я знаю, что вы пришли постигать мудрость. Поможет вам в этом игра.

Игра-эмпатия

8. Представьте себе, что вы веточки дерева, вы шелестите зелеными листочками, радуетесь солнышку, дождику. И вдруг…, веточку сломали. Представьте себе, что веточка погибает. Что чувствует веточка?

9. Как ей помочь? (ответы детей).

10. Иногда бывает и так. (На доску выставляются иллюстрации неправильного поведения детей в природе.)

11. Какие ошибки совершили дети? Как их исправить?

Обобщение

Экос: Вы отлично справились с заданиями. Каждый из нас, людей, в ответе за то, чтобы голубая планета Земля оставалась живой для многих поколений. Любовь и бережное отношение к природе передается из века в век. И я хочу, чтобы вы заполнили мудрость казахского народа (ребенок читает записку) «Сорвешь зелень — подобно ей зачахнешь».

12. На память от меня конверт. Его вы откроете в конце пути. Я провожу вас дальше.

13. Присядьте на лужайку, закройте глаза.

    Лучик, лучик золотой,

    Луч везде и луч со мной.

    Добро в тебе, добро во мне.

    Добро кругом, на всей земле.

(Воспитатель принимает облик старика в рваной шапке, поношенной одежде)

14. Дети, помогите, пожалуйста.

Ребенок: 15. Дедушка, что с вами случилось?

Старик: 16. Ребята, я путешествовал и на меня напали злые разбойники. Они отобрали все мои вещи и еду. Три дня я ничего не ел. Уже сутки нет во рту капли воды. Помогите мне пожалуйста.

Ребенок: 17. У нас есть вода и хлеб. Ребята, давайте поделимся с дедушкой. (Дети предлагают дедушке воду и хлеб из котомки)

Старик: Дорогие мои дети, спасибо вам. Я не простой дедушка. Я мудрец голубой башни замка. Мое имя Доброс. Моя мудрость живет в ваших сердцах — это доброта, сострадание, щедрость. Присядьте, я расскажу вам сказку. Написал ее педагог,
мудрец и сказочник К. Д. Ушинский называется она «Ветер и солнце».
(Рассказывание сказки с выставлением иллюстрации на фланелеграфе).

18. Итак, о чем поспорили ветер и солнце?

19. Почему ветру не удалось сорвать плащ с путника?

20. Кто выиграл спор и почему?

21. Кто из них добрый, а кто злой?

22. Каким героем вы бы хотели быть? Почему?

23. Чему хотел научить нас автор?

Обобщение

Доброс: 24. Прекрасно, дети, вы постигли великую мудрость. Киргизская пословица гласит «Доброта рождает доброту». На память о нашей встрече я дарю вам конверт. Откроете его в конце пути. Я провожу вас дальше.

Физминутка: 1, 2, 3, 4, 5 в путь отправились опять. По дороге ровной гладкой нам шагать не тяжело, знаем, мудрости загадки, разгадаем все равно. 1, и 2 — глаза закрылись, превращение свершились, открывать не торопись, вправо влево повернись, быстро сделай три прихлопа и ногою три притопа, вот теперь, мои друзья, открывайте все глаза. (Воспитатель надевает розовый плащ и колпак)

Гармониус: 25. Ребята, здравствуйте! Я мудрец розовой башни замка — Гармониус. Потанцуйте со мной! (танец «Чунга-Чанга», музыка В. Шаинского).

26. Какое чувство вы испытывали, танцуя?

27. А если вы одни в темной комнате, что вы чувствуете?

28. Представьте, что уехал лучший друг, что чувствуете вы?

29. Покажите, как вы рассердились?

30. А теперь, как удивились?

31. Теперь моя очередь вас удивлять. Внимание на экран. (Просмотр фрагмента мультфильма «Паровозик из Ромашково»).

32. Вы вспомнили этот мультфильм?

33. Какими чувствами хотел поделиться с пассажирами паровозик? (ответы детей)

34. И я, с величайшей радостью, поделюсь с вами мудростью Востока «Без чувств душа пуста, как сосуд без воды».

35. Примите от меня подарок — конверт. Вам пора идти дальше к волшебному зеркалу. Там откроете конверты и увидите великих мудрецов. (Возвращаемся к мольберту, открывают конверты, склеиваем осколки)

Гармониус: 36. Я знаю волшебные слова:

    Солнышко, тайну для нас отвори

    Зеркало мудрости восстанови.

(Зеркало переворачивается)

Воспитатель: 37. Кого вы видите в зеркале мудрости? (Себя)

— Мудрецы — это вы. Подрастая, вы будете узнавать много нового и интересного и
становиться мудрее год от года.

Ритуал прощания: Подарите друг другу свои самые яркие улыбки. До свидания!

Категория: