Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Пушкарёва Ксения Фёдоровна преподаватель русского языка и литературы, стаж 8 лет, вторая категория. Петропавловский строительно-экономический колледж г. Петропавловск, СКО |
Здоровье человека, его души и тела — актуальная тема на сегодняшний день. Здоровьесберегающие образовательные технологии — это система, создающая возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья студентов, учитывающая наиглавнейшие характеристики образовательной среды и условия жизнедеятельности ребенка, воздействующие на здоровье.
Русский язык и литература — основательные и сложные предметы. На этих уроках студентам приходится много писать, быть максимально внимательными, и поэтому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога — это рациональная организация урока.
Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как приоритет положительного стимулирования, любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений — правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения — оказывают благоприятное воздействие на психику студентов и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
В нашем колледже каждая пара длится 1.30 минут и очень сложно заинтересовать, увлечь студентов. Каждый новый урок — это ступенька в знаниях и развитии подрастающего поколения, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока. Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. Мои уроки проходят с учетом индивидуальных возможностей и способностей студента. Именно поэтому, у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми.
На уроках русского языка необходимо использовать для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ тексты, пропагандирующие спорт и здоровье нации.
При повторении синтаксиса и пунктуации простого предложения (1 курс) рассматриваю режим дня студента с последующим его обсуждением.
Изучение культуры устной речи, также на 1 курсе даёт возможность использовать тексты, рассказывающие студентам об истории Олимпийских игр, завоёванных медалях казахстанскими спортсменами в разные периоды.
На уроках литературы читаем произведения о людях, родном крае, о животных Казахстана и говорим об их сохранении. Во избежание усталости студентов необходимо на каждом уроке разнообразить виды работ: ввести игровые моменты, работу с учебником (устную или письменную), комментированное письмо, выполнение небольших творческих заданий. Все это способствует развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят. Тут важен и сам подбор заданий по определенной тематике, связанной с укреплением здоровья, спортом. Пропаганда здорового образа жизни, занятия физкультурой и спортом — неотъемлемая часть и воспитательного процесса. Желательно на уроке отвести время (2-3 минуты) для проведения «Оздоровительной страницы». Студенты с удовольствием читают наизусть пословицы и поговорки о здоровье. На уроке стремлюсь создать благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого студента, веду целеустремленную пропаганду здорового образа жизни.
Творческие работы на уроке очень часто проводятся под тихое музыкальное сопровождение произведений классиков отечественной и зарубежной музыки.
Благожелательный и эмоциональный тон педагога — важный момент здоровьесберегающих технологий. Конечно, это все требует от учителя значительных затрат времени, духовных сил и эмоциональной нагрузки.
И все же цель таких уроков — обогащение словарного запаса обучающихся, закрепление орфографических и пунктуационных навыков на материале, который поможет детям грамотно заботиться о своем здоровье, предупреждать вредные привычки, будет способствовать их стремлению к здоровому образу жизни. Такие уроки повышают интерес к учебе, помогают преподавателю установить доверительные отношения с детьми, максимально использовать индивидуальные особенности и способности студентов для повышения результативности их обучения.
Литература:
1. Апанасенко Г. Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987.
2. Антропова М. В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975.
3. Криворучко Т. С. Динамика показателей функционального состояния организма учащихся с 1 по 8 класс. // В кн.: Актуальные вопросы гигиены обучения и воспитания. М.:. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
4. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. — № 2. — С.171-187.
5. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. — М.: АПК и ПРО, 2002. — с. 62.
6. Тверская Н. В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности ученика//Образование в современной школе. — 2005. — № 2. — С.40
- 9034 просмотра