Биохимия любви
Широкорад Галина Алексеевна
Корнеевской СШ Есильского района
Интегрированный урок в 11 классе
Цель: формирование представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграции знаний по химии, биологии, литературе в ракурсе психологии межличностных отношений.
Задачи урока:
Обучающий аспект
- Обучать навыкам анализа художественного произведения, умению работать с текстом, анализировать характер и поступки героев.
- Обеспечить в ходе урока повторение строения и свойств аминов, обмена веществ, протекающего в организме.
- Раскрыть химические и биологические стороны взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
Развивающий аспект
- Развивать творческое воображение, учить видеть и чувствовать мир через слово, музыку, живопись.
- Развивать умения прогнозировать, делать выводы, сравнения, выделять главное.
- Развивать интерес к учению.
Воспитывающий аспект
- Воспитывать отзывчивость, сострадание, душевность.
- Содействовать воспитанию нравственности — чистых взаимоотношений между мужчиной и женщиной.
- Вызвать эмоциональный отклик на изученное.
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, видеокассета фильмов «Мастер и Маргарита», «Судьба», произведения живописи и скульптуры на тему любви, плакат с символами любви.
Задания на дом: из курса органической химии повторить материал о строении и свойствах аминов, аминокислот, о строении полипептидов; из курса биологии — материал об обмене веществ в клетке; из курса литературы — выучить стихотворения о любви.
Эпиграф:
- Попробуй химию любви понять —
Влюбленность, страсть, умиротворенность.
На чем основана сердечная сплоченность?
И как своей любовью управлять?
Ход урока
1. Эпизод из фильма «Мастер и Маргарита»
2. Беседа по эпизоду фильма (тема любви в искусстве)
3. Пирамида потребностей личности, разработанная основателем гуманистической психологии Абрахамом Маслоу… (заостряем внимание на потребности «в принадлежности и любви»)
Итак, любовь между мужчиной и женщиной, — какая она?
Выделением, каких веществ сопровождается?
Какими процессами обеспечивается?
Как сохранить гармонию этих прекрасных чувств?
Это предстоит выяснить нам на сегодня на уроке.
4. Работа в группах с текстом «Любовь и химия» (читают текст и заполняют таблицу в тетради)
«Любовь и химия»
Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь — неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность — это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личностного роста».
Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам — характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, и в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины.
Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигаются в период от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И., наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов — веществ, успокаивающе действующих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях. Именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эвдорфину, естественному болеутоляющему веществу — происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.
В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоцнн — вещество, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных.
Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состояния влюбленности к возникновению глубокого чувства любви обеспечивается выработкой в организмах любящих конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвленная», который часто приводит к разрыву любовного союза?
Стадии
|
Продолжительность
|
Название вещества
|
Действие на организм
|
Состояние организма
|
1 стадия влюбленность | 2–4 года | Амфетомины (фенилэтиламин, адреналин, дофамин, норадреналин) окситоцин. | Возбуждающее действие | Повышает чувствительность нервной системы. Прилив сил, способность к неадекватности. (на поминает стресс) Катализатор и закрепитель. Отвечает за физическую близость. |
2. Зрелая любовь | До конца жизни | Эндорфины, Феромоны | Успокаивающее действует на нервную систему. | Светлое, спокойное состояние человека |
Феромоны — вещества, обладающие характерным тонким, специфическим (привлекающим для конкретного человека) запахом. Вырабатывается в организме объекта любви.
5. Беседа по итогам работы с текстом и заполнения таблицы.
— Какие вещества вырабатываются в организме любящего человека на разных стадиях любви?
— Дайте характеристику внешних признаков его поведения?
— Как эти вещества действуют на организм?
— Вспомните свое состояние, когда вы впервые влюбились…
- «Волненье сердца, замиранье, трепет,
И речь похожая на детский лепет
— и кажется в крови адреналин —
— но уверяю, то фенилэтиламин!
Его влюбленность щедро поставляет
И он волненье сердца вызывает!
6. Рассказ учителя
Амфетомины — вещества, относящиеся к классу катехоламинам (класс органических
Рассмотрите хим. формулы катехоламинов (адреналина, дофамина, норадреналина,
— Сравнить сходство в составе и строении этих веществ
Сходство
1. наличие бензольного кольца, алкила, аминогруппы
Отличие
1. в молекуле ФЕН отсутствуют гидроксильные группы (он не относится к классу фенолов)
Вывод: Сходство ощущений при стрессе и встрече с возлюбленным объясняется наличием аминогруппы
Вопросы на повторение
— Какие химические свойства характерны для веществ, принадлежащих к классу аминов?
А) горение
Б) взаимодействие с водой
В) взаимодействие с кислотами и аминокислотами
(записать уравнения реакций)
— Каковы варианты превращения данных веществ в организме?
А) выделение в кровь азота в результате их окисление
Б) создание щелочной среды в тканях органов и крови
В) выделение в кровь аммиака
Г) участие в синтезе ряда новых веществ, оказывающих физиологическое действие различные органы и организм в целом.
«Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».
Рассмотреть:
- воздействие продуктов анаболизма (реакции синтеза) катехоламинов
- воздействие продуктов их катаболизма (реакции распада)
Подводя итоги знакомства с рассматриваемыми веществами, отмечаем, что
Любовь, творчество, слава, власть — любое переживание, связанное с этими и многими другими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.
Биологические фенкции — эндорфина обезболивание, влияние на поведение (питание, эмоции, обучение), регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращений мышц полового тракта.
Окситоцин — гормон задней доли гипофиза. В крови не связан с белком; существует в плазме недолго, метаболизирует в печени. Стимулирует выброс молока из молочной железы.
7. Гармония любви. Воспитание чувств (учитель литературы)
Ученики читают стихи о любви.
8. Знакомство с символами любви
9. Подведение итогов урока. Составить «гармошку» — любовь в Вашем понимании после сегодняшнего урока. (Звучит музыка)
10. Заканчиваем урок эпизодом из фильма «Любовь земная» — «качели» и песней… мы эхо, эхо, мы звездное эхо друг друга…
Источник: СК ИПК ППК
- 15347 просмотров