Коуч-занятие: «Внедрение элементов критического мышления в практику учителей»
Рашидова Эльмира Пашаевна учитель химии и биологии ШРВШИ им. С. Рахымова г. Шымкент |
Главная задача коучинга — помочь учителю стать таким, каким он хочет быть сам и каким он нужен ученику в настоящее время.
Первый коуч-занятие «Внедрение элементов критического мышления в практику учителей» был проведен при помощи активных методов обучения. Мои коллеги с интересом просмотрели ресурсы, которые я им предложила, было множество вопросов, на которые они хотели получить ответ.
В начале семинара совместно разработали правила работы в группах. На вопрос, «Каким должен быть современный учитель?» использовала стратегию «Инсерт» в виде групповой формы работы, для развития коммуникативных навыков. Для этого учителя разделились на 4 группы. Каждая группа получила определенную информацию, на постерах изобразить этот процесс.
Суть этого процесса был усвоен при помощи метода скользящих групп. Но возник вопрос, какую же роль мы будущие коучи, будем выполнять в школе. Состоялся разговор в виде интерактивной беседы, где было замечено, что учителя нуждаются в таком нововведении. В школе нужны лидеры, которые готовы усовершенствовать не только свою практику, но и оказать помощь специалистам 3 уровня, также очень молодым, начинающим педагогическую деятельность в школе коллегам. Позитивный настрой старшего поколения очень меня удивил, они оценили преимущества совместной работы.
Стратегии использования такой формы групповой работы понравилась, за короткий промежуток времени они выслушали мнения спикеров других групп и поделились своими идеями. Было замечено, что учителя понимают цель работы в группах, ценят преимущества совместной работы, признают в ней личную и коллективную ответственность приводящей к сотрудничеству друг с другом. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого. Индивидуальная работа по схеме «учитель — ученик» лишает учебный процесс важнейшего звена, то есть, межличностного общения. Учитель всегда думает, как лучше и эффективнее донести учащимся содержание предмета, провести контроль знаний.
Для создания комфортной коллаборативной среды и доверительных отношений использовала игру «Нарисуй руку». Участники семинара рисуют свою руку, на кончиках пальцев записывают 5 лучших качеств, передают по кругу, коллеги дописывают другие качества. Дружелюбная обстановка, искренность, атмосфера доверия и взаимопонимания царила в течение занятия.
При усвоении и закреплении понятий использовала еще одну стратегию критического мышления «Диаграмму Венна», которая позволят показать сходные и отличительные признаки понятий «Учитель и ученик». Это привело к мысли, критическое мышление будет развивать у учащихся только в том случае, если регулярно использовать различные стратегии на каждых уроках.
Для внедрения элементов новых технологий применила ИКТ как один из модулей, дающий ряд преимуществ-это экономия времени, как основной источник знаний, аудиальное средство наглядного материала. Актуальность использования ИКТ на уроках дает неисчерпаемые возможности для обучения на совершенно новом уровне. Предполагая, что нововведении в школе вызовут бурю эмоций и множества вопросов приготовила коллегам анкету, состоящую из 8 вопросов с целью выявления проблем и преобразования в практику.
Анкета для оценивания эффективности и использования метода коучинга:
1. Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения занятия?
2. Признаете ли Вы данные цели соответствующими Вашим потребностям?
3. Были ли Вам продемонстрированы новые подходы преподавания и обучения? Каковы они?
На первый вопрос анкеты «Осознали ли Вы свою вовлеченность в период проведения занятия?» все участники ответили положительно, время семинара пролетело незаметно, видели совершенно новые методы проведения семинара, на котором они чувствовали себя в роли учеников. Мои коллеги отметили, что коуч-занятие полностью соответствовал их потребностям, так как тема была выбрана во время первой встречи.
Все этапы коучинг-семинара прошли на высоком уровне. Сессию посетили 24 учителя, заинтересованные, нуждающиеся в изменениях и в моей помощи. Работая в группе, участники высказывали свои мысли, доказывали свои мнения, отвечали на вопросы. Интересно было проводить занятие обучающего характера, в процессе наблюдения я замечала, как они умеют взаимодействовать друг с другом.
Подводя итог занятий учителя, пришли к выводу, что критически мыслить это означает, проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы, вскрывать причины и последствия фактов, это выработка собственной точки зрения.
При получении обратной связи был вопрос к моим коллегам «Ожидаете ли вы, преображения в своей практики, основываясь на данном опыте?» учитель истории Алипова Г. ответила «Да ожидаю! Мне нужна личная встреча с коучем», учитель русского языка написала «Да. Очень надеюсь повысить результаты на ЕНТ».
Поставленные цели и задачи коучинга были достигнуты, это показывают результаты анкет и рефлексии. Наша задача состоит в том, чтобы не только меняется нам, но и помочь коллегам. Что мне дало проведение коучинг семинаров как учителю? От занятий я получила много интересного и полезного. Подтверждается мысль: «Обучая других, обучаешься сам».
Единственное счастье в жизни — это
постоянное стремление вперед.
Эмиль Золя
План коуч-занятия №1
Название занятия |
Внедрение элементов критического мышления в практику учителей |
Ссылка |
1_L2W1D3_Презентация_Что такое коучинг? 6_L2W1D3_Коучинг учителей Como o COACHING funciona (HowCoachingWorks) Treinamentodecoaching Видео Coach-презентация «Коучинг как инновационная технология повышения профессионального мастерства» |
Цели
|
1.Раскрыть и показать эффективность процесса коучинга, который позволяет личности учителя при помощи эффективных методов и приемов добиться высоких результатов в работе. 2.Показать использование элементы критического мышления в групповых формах работы |
Результаты обучения |
1. Учителя ознакомятся с преимуществами применения процессов коучинга. 2. Мобилизовать внутренние ресурсы педагога на результат успешности в профессиональной деятельности; позиционировать собственный опыт. 3. Внедрение в практику учителей элементы критического мышления. |
Ключевые идеи |
Большинство моделей процессов менторинга и коучинга основаны на одних и тех же предпосылках, в частности, на утверждении о том, что подопечный способен действовать эффективно и творчески, и что ключевая роль ментора или коуча – оказать помощь подопечному в реализации своих возможностей (Руководство для учителя стр. 233)
Критически мыслить это означает, проявлять любознательность, ставить перед собой вопросы, вскрывать причины и последствия фактов, это выработка собственной точки зрения.
|
Планируемое время |
Этап коучинга |
Задания |
Подход, основанный на совместной работе |
Ресурсы |
3 мин
|
Упражнение «Разработка правил работы в группах»
|
Каждый участник дает свои рекомендации. |
Точное выполнение инструкций |
Постеры, маркеры
|
5 мин
|
Презентация — «Что такое коучинг?» |
Ответить на вопросы
|
Беседа
|
L2W1D3_Презентация — Что такое коучинг? |
6 минут
|
Просмотр Como o COACHING funciona (How Coaching Works) Treinamento de coaching видеороликов |
Обсуждение вопроса
|
Создание позитивного настроя, беседа
|
Видеоролики Como o COACHING funciona (How Coaching Works) Treinamento de coaching
|
5 минут
|
«Каким должен быть современный учитель?» |
Обсуждение вопроса.
|
Обсуждение в группах
|
|
7 минут |
Работа в группах
|
В группах обсудить вопросы Предложить 4-5 идей, записать на стикерах, озвучить |
Обсуждение, обмен информацией внутри группы, беседа
|
Стикеры, заранее подготовленный постер |
5 минут |
|
Ответить на вопрос «Что общего между учителем и учеником?» |
Обсуждение, обмен информацией внутри группы, беседа |
Заранее подготовленный постер |
5 минут |
Приветствие Игра «Нарисуй руку»
|
Деление на группы, создание позитивного настроя |
|
Презентация с пожеланием удачного дня и приятной музыкой
|
7 минут |
Работа в группах
|
Метод критического мышления. Изобразить на диаграмме Венны сходство и отличие ученика и учителя. |
Обсуждение, обмен информацией внутри группы, беседа
|
Стикеры, заранее подготовленный постер
|
3 минуты
|
Проведение анкетирования
|
Оценить эффективность использования метода коучинга в школе
|
Заполнение анкеты
|
|
5 минут |
Окончание коучинга
|
Учителя заполняют анкеты рефлексию, на стикерах пишут свои отзывы, пожелания и вопросы |
Рефлексия. Некоторые дают интервью на видеокамеру
|
Постер, стикеры, анкеты, видеокамера
|
Рекомендуемая литература
|
1.Руководство для учителя (2012) 2.Бизяева А.А.(2004) Психология думающего учителя: педагогическая рефлексия. Псков, ПРПИ им. С. Кирова 4. Материалы сайта httpss://azbyka.kz/refleksivnyy-otchet-kouching-zanyatiya 5. Материалы сайта httpss://worldtutors.ru/kouching-v-obrazovanii
|
- 34749 просмотров