Урок русского языка в 7 классе: «Наречие как часть речи. Образование наречий. Разряды наречий по значению»
Штранц Людмила Анатольевна, учитель русского языка и литературы Токушинской школы-гимназии Аккайынского района |
Цель: подведение учащихся к определению наречия, его морфологических признаков и синтаксической роли в предложении.
Задачи:
Образовательные:
• расширить имеющиеся у учащихся понятия о наречии;
• сформировать умение определять морфологические признаки и синтаксическую роль наречия в предложении;
Развивающие:
• развивать умения выделять главное в изучении материала, самостоятельно находить решение поставленной проблемы, обобщать изучаемые факты, сопоставлять их и делать выводы;
• развивать орфографическую зоркость, познавательный интерес и творческие способности.
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к мнению других, собранность, чёткость действий в процессе групповой работы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы и методы: фронтальная, групповая и индивидуальная работа; наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Аппаратное и программное обеспечение: учебник «Русский язык. 7 класс» под ред. Сулейменовой Э.Д., Алтынбековой О.Б., Мадиевой Г.Б., интерактивная доска, аудизапись «Весёлая песня о дружбе» гр. Барбарики, отрывок из т\ф «Макар-следопыт» (Песня о дружбе), презентация Power Point; стикеры разных цветов, кластеры, разноуровневые карточки
Ход урока
I. Организационный момент
Наш урок я хочу начать с небольшой истории, рассказанной Стивеном Хеллером («Монстры и волшебные палочки»)
«Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет. Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один побольше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка. Так что я вполне понимаю, что вы, может быть, когда-нибудь почувствуете себя не вполне уверенными. Я надеюсь, что рядом окажется человек, который поможет вам сложить все маленькие кусочки в большие, пока не получится вся картинка».
Слайд 1 — Звучит «Весёлая песня о дружбе» гр. Барбарики
Вы в своих сочинениях с такой любовью и теплотой говорили о своих друзьях-одноклассниках, что и мне хочется надеяться, что при возникновении трудностей в изучении нового материала ваши друзья вам помогут.
Запись-оформление
II. Актуализация знаний
1. Игра «Ты — мне, я — тебе»
(повторение теоретического материала по теме: Деепричастие)
Каждая группа задаёт по два вопроса друг другу по очереди, в случае неверного ответа, сама даёт правильный
2. Фонетико-синтаксическая разминка
(карточки с разноуровневыми заданиями)
Уровень А
— Запишите предложение в транскрипции.
Верному другу цены нет.
[В,эрнаму другу цыны н,эт].
Уровень Б
— Запишите предложение в транскрипции.
— Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Дружба заботой да подмогой крепка.
[Дружба заботай, да падмогай, кр,пка]4.
(Повеств., невоскл., прос., двусост., распр., осложн.одн. доп.)
Уровень С
— Запишите предложение в транскрипции.
— Выполните синтаксический разбор этого предложения.
Самый прекрасный подарок, сделанный людям после мудрости, — это дружба.
[Самый, пр,икрасный, падарак, зд,эланый, л,уд,ам посл,и мудраст,и, — эта дружба]4.
(Повеств., невоскл., прос., двусост., распр., осложн. причаст. обор.)
Слайд 2 — самопроверка
— Объясните постановку знаков препинания.
— Какова основная мысль этих пословиц?
III. Объяснение нового материала
— Мы продолжаем урок.
1. Определение темы. Слайд 3
— Посмотрите, пожалуйста, на доску. Попробуйте разгадать ребусы, назовите слова, которые зашифрованы.
На доске записан ряд понятий. — Слайд 4/4
Имя существительное, имя прилагательное, ....
— Продолжите предложенный ряд. Какой признак лежит в основе составления этого ряда?
— Определите, к какой из названных частей речи относятся слова-отгадки.
— Правильно, это наречия. Определите тему нашего урока.
«Наречие как часть речи» — Слайд 5, запись темы урока
— Какие задачи вы можете поставить перед собой? — определение задач урока
2. Работа с эпиграфом урока
— Какую роль играют наречия в тексте?
Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной. |
Они не только уточняют, но и делают нашу речь богаче, образнее, поэтичнее, интереснее, необычнее
3. Давайте познакомимся!
Я — самостоятельная часть речи — наречие. Я еще совсем молод, но происхожу из древнего знатного рода. Обратите внимание на величавый корень -речь-. Он был известен еще в древнерусском языке. Этот корень имел глагол со значением «говорить». От него произошли такие слова, как изречение, речистый, наречие (говор), нарекать и другие.
Если буквально перевести мое имя на современный язык, получится «наглаголие». А в латыни я называюсь «приглаголие». Это потому, что я почти всегда живу и работаю с глаголом. Прилагательное неразлучно с существительным, а я как могу, помогаю глаголу: примыкая к нему, поясняю, уточняю его, придаю ему четкость. Хотя я родился позже других частей речи, моя молодость отнюдь не мешает мне дружить и работать с ними. Хочу обратить внимание на мою главную особенность — неизменяемость. Я всегда уверен в том, что говорю, и никогда ни перед кем не склоняюсь, не изменяю своего окончания, да у меня его и нет. В предложении чаще всего я бываю обстоятельством, но могу быть и определением.
— Запишите однокоренные слова к слову наречие, выделите корни. — Слайд 6
— О каких важных особенностях данной части речи мы узнали из рассказа господина
Наречие?
— Полную информацию о наречии вы получите, прочитав § 29-30, ответив на вопросы, составив кластер.
Что должен узнать? — Слайд 7.
1. Какой признак обозначают наречия?
2. На какие вопросы отвечают наречия?
3. Изменяется ли наречие?
4. С какой частью речи употребляется?
5. Чем являются в предложении?
6. Как образуются?
7. Какие имеют суффиксы?
4. Работа в группах, защита (деятельностный метод обучения)
Каждая группа оценивает ответы, используя цветные стикеры.
5. Исследовательская работа — разряды наречий
— Ребята, сейчас вам, чтобы определить разряд наречия по значению, необходимо в данных словосочетаниях правильно поставить вопросы от определяемого слова к зависимому. — Слайд 8/8
Выполняется самостоятельно в группе.
Прочитать ______как?_____вслух
Оказаться ___где?_______ рядом
Идти _____куда?______вперёд
Упал _____откуда?____ сверху
Приехал _____когда?_______ вчера
Сказал ____почему?___ сгоряча
Обманул____зачем?____назло
Отдал ______сколько?____ много
— На какие разряды делятся наречия?
Определяют разряды наречий по вопросам
Сравните свои ответы с материалом учебника § 31 — Слайд 9
IV. Физкультминутка
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
— Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (6).
Слайд 9
V. Домашнее задание: § 29–31, ОСК, упр.224, 241, словарный диктант «по памяти»
VI. Закрепление материала
1. Отрывок из т\ф «Макар-следопыт» (Песня о дружбе) — Слайд 10
— Запишите наречия, которые встретились в песне.
— Докажите, что это наречия.
— Выполните разбор по составу наречия снова.
Всегда, призывно, повсюду, рядом, снова, непременно
2. Творческое задание
— Давайте попробуем оживить данный текст — Слайд 11
— Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, расставьте пропущенные знаки препинания, вместо пропусков употребите подходящие по значению наречия, подчеркните их как члены предложения.
Выполняется самостоятельно в группе, взаимопроверка — Слайд 12
Объяснение орфограмм и знаков препинания, определение разряда по значению
Мальчик брел по тайге, почти падая от усталости. Неожиданно лес расступился, открыв перед ним берег Енисея. У Васютки даже дух захватило — так красива и широка была его родная река. А раньше она ему казалась обыкновенной.
От радости Васютка очнулся и огляделся вокруг. Но (ни)кого нигде (не)было, и он стал решать, вверх или вниз идти по Енисею.
Тянутся берега навстречу друг другу, хотят сомкнуться и теряются в просторе. Вот идет пароход. Долго ждать его.
В.Астафьев «Васюткино озеро»
— Из какого произведения В Астафьева данный отрывок? — Слайд 13
— Почему озеро названо именем главного героя?
— Что помогло мальчику выжить в тяжёлых условиях тайги?
— Кого из своих друзей вы хотели бы видеть рядом в трудную минуту, почему?
2. Дифференцированная работа в группах
Уровень А — «Наречия заблудились»
Подберите к данным глаголам подходящие по смыслу наречия.
Говорить — спокойно, верхом, вежливо, сильно, внятно, тяжело, морозно, вслух, дружно.
Петь — замечательно, громко, далеко, втроем, сидя, иногда, всегда, часто, вместе.
Работать — по-другому, грязно, низко, умело, аккуратно, долго, много, быстро, вкусно.
Ехать — рядом, близко, ласково, сладко, глупо, пешком, издалека, вдвоем, медленно.
Уровень В — Замените фразеологизмы наречиями и наоборот
Упр.238.
Уровень С — «Вспоминаем пословицы»
Вспомните и запишите пословицы, в которых встречаются наречия.
1. Баба с возу — кобыле ....
2. Беда да нужда выходят ....
3. Без хлеба и у воды ... жить.
4. Береги платье ..., а честь смолоду.
5. Больному все ....
3. Наречие или предлог? — Слайд 14
— Сейчас мы запишем пары предложений, надо определить, какими частями речи являются одинаковые слова: наречиями или предлогами.
1. Вокруг стояла тишина. (Наречие). Туристы расположились вокруг костра.
2. После небольшого отдыха все дружно запели. (Предлог). Не мешай слушать, после расскажешь.
VII. Рефлексия — Слайд 15
Я сегодня на уроке ...
Мне понравилась работа...
Мне помог понять тему урока......
Я не достаточно хорошо понял...
Мне надо по данной теме...
Итоги урока
Координатор каждой группы сообщает об итогах работы каждого участника, учитель подводит итог.
- 29101 просмотр