Обобщение опыта по теме самообразования: «Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у учащихся»
Габдуллина Нарзия Каиржановна учитель русского языка и литературы, 2 категории, стаж 20 лет, КГУ «Средняя школа №21», Республика Казахстан, Северо-Казахстанская область, город Петропавловск |
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.
А. Дистервег
Ⅰ.Введение
В нашей многонациональной республике русский язык не утрачивает своего значения, оставаясь языком межнационального общения. Поэтому, я считаю, важно учить детей не только грамотно писать и говорить, но и осознавать величие русского языка, его огромное значение в жизни культурного человека.
Русский язык — один из самых могучих мировых языков, имеет великую историческую перспективу. Он открывает дорогу в будущее науки, техники и культуры, и каждый, кто хочет идти по этой дороге, видит в русском языке свою опору, верного друга и наставника.
Но изучение языка — долгий, кропотливый труд, который не всегда воодушевляет учащихся. Ведь не секрет, что мотивации к учению на сегодня невысоки, для многих учеба — не необходимость, а тягостная обязанность. Следовательно, необходимо увлечь ребят, развить в них такое отношение к предмету, которое вызывает желание познать изучаемое, стимулировать увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
II. Методико-теоретические предпосылки к изменениям в системе моей работы
Думаю, каждого учителя-предметника беспокоят вопросы: почему снижается интерес к изучению предмета у учащихся, низок уровень теоретических знаний, мало увлекающихся, желающих глубже изучить предмет, проявить себя в творческих начинаниях. После прохождения курсов в 2013 году по новой трёхуровневой программе переподготовки педагогов, разработанной AOO «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета, я поняла, что необходимо вносить изменения в стиль преподавания, что новые подходы в обучении позволяют педагогу перейти на демократический стиль, где учитель и ученик являются равноправными партнёрами. Учитель должен быть способен вдохновить ребенка на самообучение, на саморазвитие, на самостоятельный поиск информации. Ребенок должен иметь возможность высказывать свое мнение, даже отличное от позиции коллектива. И это мнение должно встретить внимание и уважение со стороны учителя. В данном случае ценен не столько компонент знаний, сколько развитие ребенка. Осуществляется оно через внедрение новых подходов в образовании. Здесь и обучение критическому мышлению, оценка обучения, использование коммуникационных технологий, обучение талантливых и одаренных детей, преподавание в соответствии с возрастными особенностями учащихся и воспитание лидерства. Ученик из объекта обучения превращается в субъект. Он уже не ждет, чтобы его научили, а сам готов добывать знания и делиться ими со сверстниками. Это мотивирует его самостоятельность, интерес и инициативу.
III. Изложение опыта работы
На курсах я познакомилась с конструктивистской теорией обучения, которая требует от учителя организовывать занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Эта теория меняет стиль общения педагога и учащихся в сторону диалога и сотрудничества, повышает мотивацию учащихся и культуру общения.
Во время проведения серии последовательных уроков я особое внимание уделяю диалогическому обучению на уроках русского языка и литературы. Потому, что одной из моих главных задач как учителя-словесника является развитие речи, и мне бы хотелось, чтобы мои ученики умели грамотно и красиво строить диалог и аргументировать свое мнение при взаимодействии не только со сверстниками, но и с учителями. Результаты научных исследований показывают, что диалог занимает центральное место на уроке (Мерсер и Литлтон, 2007).
Особенностью диалогового обучения является взаимодействие, во время которого у детей самостоятельно развивается мышление и речь. Знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Поэтому, на всех уроках я стараюсь как можно больше включать диалог: учитель-ученик, ученик — ученик, ученик — группа, ученик — класс. Через диалог дети учатся выражать свои мысли и развивают свои коммуникативные навыки.
Зачастую в своей работе я сталкиваюсь с тем, что наши ученики, к сожалению, не имеют навыков социального и культурного общения. Мерсер и Литлтон (2007) утверждали, что диалог может способствовать интеллектуальному развитию учеников и результативности их обучения. Для успешного вовлечения в диалоговое обучение (Александер,2004) необходимо учитывать «голос ученика», а также создавать благоприятную среду для того, чтобы обучение было более успешным.
Наиболее эффективно реализовать диалогическое обучение на практике позволяет групповая форма работы. Теоретические исследования и практический опыт показывают, что знание предмета оказывается более прочным, когда предмет учебной деятельности выступает как средство общения. При групповом обучении возникает учебный коллектив, благотворно влияющий на становление личности каждого.
Групповая форма организации работы на уроках русского языка и литературы позволяет мне активно включать учащихся в атмосферу сотворчества и создавать мотивацию обучения. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, так как в микроколлективе каждый ощущает свою личную значимость и веру в свои творческие силы. Все это формирует у детей качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями. В процессе своей работы я стараюсь добиваться того, чтобы уроки были уроками сотрудничества не только между учителем и учениками, но и между самими детьми.
Приведу несколько примеров групповой работы на уроках русского языка и литературы из моего педагогического опыта.
В свои уроки в среднем звене я включаю игры по группам. Это «Орфографическое лото», «Четвертое лишнее», «Кто больше», орфографические эстафеты и т. д. Например, при изучении раздела «Словообразование» группы получили карточки со словами «пол», «банк», «яр», «вол», «марка», «оса» и т. д. Группируя их попарно, учащиеся образовывали новые слова.
С удовольствием учащиеся участвуют в орфографических эстафетах. Я считаю целесообразным проводить их во время комплексного повторения. К примеру, при повторении темы «Ь после шипящих в различных частях речи» группам были предложены листки с заданиями: «Ь в существительных», «Ь в глаголах», «Ь в наречиях». Каждый листок содержал алгоритм правила, а учащиеся по очереди записывали слова-примеры к своей теме. Нужно было и написать правильно, и в части речи не ошибиться, и за определенное время привести как можно больше примеров.
Богатый материал для групповых игр дают разделы «Лексика» и «Фразеология». Это шарады, анаграммы, кроссворды. Так, в игре «Кто больше» выигрывает та команда, которая вспомнит больше фразеологизмов, содержащих слова «голова», «ноги», «глаза», «руки». Или в 6 классе при изучении темы «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» группам было предложено объяснить значения следующих фразеологизмов и употребить их в предложении: превозносить до небес, превратиться в слух, придержать язык, приклонить голову, прирастать корнями.
Изучение раздела «Синтаксис» также невозможно представить без групповой формы работы. К примеру, составление ролевых диалогов с использованием обращений на темы «Разговор с доктором в больнице», «Разговор с продавцом в магазине» и т. д.
Также я провожу групповую работу с художественным текстом. Задание может быть и общим, и разной трудности, где каждый выполняет свою работу, но результат зависит от каждого. При изучении темы «Грядущие годы таятся во мгле...». Тема судьбы" («Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкин) в 5 классе говорим в начале урока о том, что такое судьба. Пятиклассники уже задумываются над этим вопросом. Тема судьбы для них жизненно значима. А как решает эти вопросы Пушкин? Это поможет решить исследовательская работа в группах на уроке. Каждая группа написала коллективную работу «Что такое судьба в понимании А. С. Пушкина». И пусть работы пятиклашек еще не обладают достаточной глубиной и умением анализировать художественный текст, его философские аспекты, но, если бы проблема была дана традиционно, работы были бы гораздо менее эмоциональными и интересными.
Активная форма работы в группах дает хорошие результаты. Чтобы быть точными при выполнении задания, все дети увлеченно читают и неоднократно перечитывают текст, разрабатывают планы, кто и за что отвечает в группах, результаты работы оцениваются самими учащимися во время урока. Проводя подобную работу, я имею возможность наблюдать, как процесс обучения влияет на воспитанность, культуру отношений учащихся, дает возможность почувствовать каждому ученику его значимость в коллективной работе. Результаты совместной работы учеников в группах, как правило, значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально, так как члены группы помогают друг другу и несут коллективную ответственность за результаты отдельных членов группы.
Работа в группах на уроках русского языка и литературы приводит к более внимательному и бережному отношению к языку, слову, произведениям словесности, приучает учащихся более точно выражать свою мысль, развивает коммуникативные компетенции, служит мощным стимулом для развития креативных способностей учеников.
Таким образом, нельзя не отметить основные достоинства групповой учебной работы: интенсивность и продуктивность совместной деятельности, ответственность каждого члена группы за общее дело, а также развитие навыков настоящей трудовой дисциплины.
Такая организация работы чрезвычайно эффективна и современна, отвечает потребностям и учащихся, и учителя. Активные формы и методы групповой работы опираются на главный принцип диалогического обучения — умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью Новых подходов в обучении является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом — быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Развитию интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно, проявлению детской любознательности, выработке собственной точки зрения по определенному вопросу способствует применение на уроках русского языка и литературы методов критического мышления. Я использую такие приемы, как: тонкие и толстые вопросы, направленные на анализ, синтез (таксономия Блума), требующие развёрнутых ответов, объяснений, рассуждений; кластер, «Да − нeтκa», «Верно/неверно», «Закончи предложение», «Мозговая aтaκa» и дp. Стараюсь строить уроки так, чтобы у учащихся формировался комплекс таких умений, как: находить информацию в различных источниках, критически осмысливать ее, систематизировать, устанавливать ассоциативные связи, аргументировать свою точку зрения, уметь выбирать главное, обосновывать, доказывать, аргументировать, делать выводы.
Очень важна стадия вызова, т. к. все этапы урока не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, а как извecтнo, хорошее начало — половина дела. На стадии вызова я использую такие приемы критического мышления, как «Мозговой штурм», таблица «ЗХУ», «Ключевые слова», «Корзина идей», инсерт.
К примеру, при изучении творчества А. С. Пушкина в 6 классе учащиеся, используя прием инсерт, составляют такую таблицу:
V Знаю |
- противоречит моему представлению
|
+ является интересным и неожиданным |
? возникло желание узнать больше. |
Великий поэт ХIХ века |
Писал пьесы |
Любовная лирика |
Свободолюбивая лирика |
Писал сказки, повести, стихи |
Осуждал действия царя |
Любил веселиться, имел много друзей |
|
На стадии осмысления применяю приемы: Диаграмма Венна, Кубик Блума, фишбоум.
Диаграмма Венна — прием, помогающий провести сравнительную характеристику понятий, предметов, явлений. Например, на уроке русского языка после знакомства с текстом о местоимениях, предлагается сравнить местоимения и существительные.
Отличительные особенности существительного |
Общие черты |
Отличительные особенности местоимения |
Называет предмет |
1.Это самостоятельные части речи. 2.Изменяются по падежам, числам. 3.Являются членами предложения. |
Указывает на предмет |
В структуре урока, обязательным этапом является рефлексия, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности. Такие приемы, как: Лесенка успеха, Дерево успеха, Анкета, Акрослово -помогают учащимся не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.
На своих уроках я также использую элементы проблемно-диалогического обучения, т. к. они способствуют эффективному усвоению материала. Благодаря этой технологии учащиеся будут самостоятельно искать решения поставленной проблемы, а не получать ответ в готовом виде. Недаром мудрые слова гласят: «Услышал — забыл, посмотрел — запомнил, сделал — понял». Следовательно, моя задача состоит в умении создавать перед учениками проблемную ситуацию, в ходе разрешения которой учащиеся сами формулируют тему и цели урока.
Модуль «Оценивание обучения и оценивание для обучения» также используется на уроках. Оценивание — категория, используемая для обозначения деятельности, направленной на систематическое суммирование результатов обучения с целью принятия решений о дальнейшем обучении. Что значит оценить ученика? Это значит определить на какой ступени (по таксономии Б. Блyмa) находится ученик, понять на сколько он знает и что умеет.
Традиционная форма оценивания не способствует развитию мотивации учащихся, обеспечению обратной связи, не определяет сложности в обучении. Поэтому на уроках я применяю формативное и cyммaтивнoe оценивание. Формативное оценивание -это оценивание для обучения-оценивание первичных знаний и навыков ученика и его продвижение в обучении. Cyммaтивнoe оценивание — оценивание обучения — обобщение знаний на том или ином этапе. Также применяется критериальное оценивание для того, чтобы: создать условия для самостоятельной работы; сделать процесс оценивания объективным, прозрачным и последовательным; облегчить процесс оценивания прогресса учащихся; обозначить ориентиры для учебного процесса.
На практике, при оценивании работ учащихся я столкнулась со следующими проблемами: неумение школьников вырабатывать критерии, необъективность самооценивания и взaимooцeнивaния, трудности при оценивании слабых учащихся. В последующем планирую продолжить работу по критериальному оцениванию, подбирать индивидуальные задания для слабых учащихся, учить объективному, обоснованному оцениванию. Насколько грамотно и объективно будет осуществляться оценивание будет зависеть успех обучения.
Положительную мотивацию обучения усиливает применение ИKT. Поэтому уроки стараюсь сопровождать презентацией, которая включает демонстрацию нового материала, физминyтки, тесты, критерии оценивания и т. д., это позволяет оживить учебный процесс, повысить познавательную активность учащихся. При помощи ИKT я имею возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику.
Модуль «Обучение талантливых и одарённых» основывается на идее инклюзивного подхода, предполагающего установление потребностей учеников. Поэтому я стала использовать усложнённые и разноуровневые задания, задания творческого характера, предлагаю более способным ученикам роль консультантов в группе, чтобы они оказывали помощь и поддержку слабым учащимся. Модуль «Управление и лидерство» ocнoвывaeтся на убеждении, что устойчивое изменение и развитие в любой системе образования не могут быть привнесены извне: они должны исходить из изменений в понимании и практике учителей в реальных классах. Лидерство на моих уроках прослеживается при групповой работе: в каждой группе выявились лидеры, которые могли не только саморегулироваться, но и управлять группой. Чаще всего это были учащиеся с высокой мотивацией. Я считаю, что выявление лидеров в группе, является положительным моментом групповой работы, т. к. они являются координаторами работы внутри группы. Формируя лидерские качества у учащихся, мы сами должны быть таковыми.
В целях внедрения модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», задания на уроках подбираю с учётом возрастных особенностей учащихся 7 класса, чтобы они не вызывали особых затруднений при их выполнении.
Подводя итоги, хочу отметить, что на уроках, в ходе реализации семи модулей Программы дети учатся работать в парах, группах; самостоятельно добывать знания через активную деятельность; грамотно формулировать различные типы вопросов; критически мыслить, доказывать свою точку зрения; учатся самооценивать и взaимooцeнивaть работу друг друга; собирать, анализировать, систематизировать информацию.
IV. Переход на обновленное содержание образования
Еще в середине 19 века известный немецкий педагог Адольф Дистервег писал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Это высказывание как нельзя лучше отражает принципы и цели обновленного содержания образования. Отличительной особенностью обновленных учебных программ является их направленность на формирование не только предметных знаний и умений, а также навыков широкого спектра: функциональное и творческое применение знаний, критическое мышление, проведение исследовательских работ, использование ИКТ, применение различных способов коммуникации, умение работать в группе и индивидуально, решение проблем, и принятие решений.
Особое значение в обновленной программе приобретает понятие «критериальное оценивание», предполагающее очень прозрачную оценку, которая будет формативной (безоценочной) в течение всего учебного года, но с обратной связью, и суммативной, которая предполагает итоговую оценку за изучение раздела и за четверть.
Для учащихся, родителей и учителей привычно, что должна быть оценка. Теперь для обратной связи в тетрадях ученика я прописываю, на что следует обратить внимание. Это то, что поможет родителям понять, насколько успешно учится их ребенок. Любое задание формативно оценивается. Критерии оценивания известны учащимся, поэтому не будет возникать вопросов: почему у одного ученика балл выше, а у другого ниже.
Кроме того, обновленная программа предполагает дифференцированное обучение. На одну и ту же тему я стараюсь предоставить дифференцированные задания в соответствии с уровнем подготовленности учащихся, уровнем их развития. Например, работа в группе: интеллектуал придумает схему анализа, а другой способный ученик, проведет такой анализ, третий, умеющий просто выделять в тексте главное, заполнит такую схему, и в этом взаимодействии они получат общую оценку.
В обучении русскому языку и русской литературе основной акцент преподавания и учения направлен на развитие коммуникативных навыков (слушание, говорение, чтение и письмо), а также формирование функциональной грамотности, что способствует успешной социализации личности.
Одним из главных аспектов в обновленном содержании образования является понятие «активное обучение». Оно предполагает использование приемов и стратегий, приемлемых для языкового обучения: разные виды лингвистического анализа текста или предложений, составление планов к тексту, подготовка к пересказу, нахождение ключевых слов и фраз в тексте, выборочное списывание. На уроках литературы учащиеся составляют «тонкие» и «толстые» вопросы (по Блуму) по прочитанному тексту либо предлагаю обучающимся задать 5 вопросов, по которым они должны отгадать тему сегодняшнего задания или литературного персонажа, о котором мы будем говорить на занятии. Нередко использую анализ прозаического и лирического произведений, нахождение в тексте средств художественной выразительности по литературе, цитат, характеризующих того или иного героя.
Упражнение «Двойной дневник» дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома. На одной стороне записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Возможно, возникли определенные аналогии из предыдущего опыта. Что-то просто
озадачило или вызвало в душе резкий протест. На другой стороне предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в таблице.
Стратегии, наиболее предпочитаемые учащимися на уроках русского языка и литературы: «ПРИМА», «Шесть шляп мышления», «Ромашка Блума», «РАФТ», «Кубизм», Мозаика «Джигсоу», «Синквейн». Приёмы, наиболее часто используемые на уроках: различные виды таблиц (Т-таблица, концептуальная и др.), ИНСЕРТ,
ключевые слова, кластер, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации.
Проведение уроков по обновленной программе способствует повышению эффективности обучения, дает возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления.
В ходе анализа учебных достижений учащихся за последние три года очевидно, что интерес учащихся к изучению русского языка и литературы значительно повысился, и это отразилось на качестве знаний и уровне успеваемости:
с 2015-2016 учебного года по 1 полугодие 2017-2018 год качество знаний по русскому языку увеличилось на 20%, а по литературе на 12%, уровень успеваемости поднялся на 2% и на 1% соответственно.
V. Заключение
Внедрение обновленного содержания образования, использование инновационных педагогических технологий способствует воспитанию личности, которая была бы конкурентоспособной, умела на практике применить полученные теоретические знания. При подготовке и проведении уроков следует помнить, что в значительной степени их эффективность будет обеспечиваться при условиях, если учитель хорошо владеет методикой (технологией) проведения уроков, владеет способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках урока, формулировать учебные цели для достижения результатов, строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала, готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями и многое другое. Также не следует упускать такие важные моменты, как воспитание патриотизма и нравственности, развитие культуры мышления, способности мыслить творчески, уметь формулировать свои убеждения и отстаивать их.
Закончить статью мне хотелось бы высказыванием А. Дистервега:
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека. »
Литература:
httpss://pedsovet. su/
httpsss://tsitaty. com/
httpss://mirznanii. com
httpss://zkoipk. kz/
РУКОВОДСТВО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (Образовательная программа курсов повышения квалификации педагогических кадров по предметам «Русский язык» и «Русская литература» в школах с русским языком обучения)
- 17342 просмотра