Обобщение педагогического опыта
Базарова Ханымгуль Оразбаевна преподаватель специальных дисциплин (домра-прима, шертер), стаж работы 8 лет. КГУ «Комплекс «Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одаренных в искусстве детей имени Ермека Серкебаева» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области» |
Содержание:
1. Информация опыта. ______________________________________________2
2. Технология опыта. _______________________________________________3
3. Результативность опыта. __________________________________________8
4. Библиографический список. _______________________________________9
1.Информация об опыте.
Закончила Музыкальный колледж имени «Биржан Сала» (2013), 2017 год факультет Традиционно-музыкальное искусство Казахский национальный Университет искусств, отделение РНИ(по классу домра-прима).
Наибольшее распространение домра получила в XVI–XVII веках у скоморохов как ансамблевый инструмент, и только в наше время начинает развиваться как сольный инструмент. В этом и есть проблема, что многие не воспринимают домру как сольный инструмент и ученики не тянутся к этому инструменту. В XIX веке никто не знал о существовании музыкального инструмента домра. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, этот реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструкция. Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В. Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.
В процессе работы звукоизвлечении на инструменте домре исполнитель сталкивается с рядом трудностей, определяющих его уровень профессионализма. Первое что это может быть, развитие культуры звука, чем и является задачей всех учителей музыки не только воспитание грамотных музыкантов, но и в понятие этих ценности. Я, как и все преподаватели, постоянно ищу пути, стимулирующие развитие интереса у учащихся к моей специальности.
Второе развитие слухового аппарата. Третье, повышение уровня исполнительского мастерства.
Бесспорно, главная задача для музыканта-исполнителя является стремление и цель к обретению индивидуальной манеры исполнения. Собственный исполнительский стиль возможно развить лишь при гармоничном сочетании всех частей: слуха, техники и культуры и кругозора.
Вопрос о том, можно ли человека научить проявлять познавательную активность и развивать у него способности к творческой деятельности, окончательно не решен. При знакомстве со многими исследованиями выясняется, что спектр педагогических инноваций слишком широк и не упорядочен. Возникает противоречие между большим числом педагогических инноваций и отсутствием их системы, позволяющей от стихийного внедрения этих педагогических идей перейти к целенаправленному, более эффективному. Выявленные противоречия обусловливают выбор моей темы: «Проблемы звукообразования на домре в процессе обучения и снижение заинтересованности инструмента в Казахстане».
Данная тема трактовалась такими выдающимися музыкантами, исполнителями и преподавателями — домристами, как А. Я Александров, В. С Чунин, А. А Цыганков и др.
Главная задача моей работы ставит целью рассмотрение вопросов, связанных с посадкой, игровые движений, постановка, освоением приемов и способов звукоизвлечения на домре, домра на сцене.
Теоретической базой опыта являются пособия по методике преподавания на инструменте домра-прима:
Александров, Анатолий Яковлевич методика преподавание на трехструнных инструментах, Круглов, Вячеслав Павлович начальное обучение на трехструнной домре, Чунин, Виктор Семёнович методика преподавание на домре, Ерайсын Басыгараев и Өтепберген Хамзаұлы трехструнные инструменты М. 2010., и др.
Актуальность опыта:
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учёбе.
Цель данного опыта — активация познавательной деятельности учащихся на специальности по классу домра-прима, развитие творческого потенциала личности ученика, как залог его успешной самореализации, на основе использования различных форм и методов работы. Дифференцированный подход в обучении необходим, но он должен определяться не формой, а содержанием учебного процесса. На мой взгляд, самым эффективным и успешным уроком является тот урок, где создана проблемная ситуация.
К проблемному обучению вновь и вновь возвращается наука и практика обучения. Это объясняется, с одной стороны, пониманием преимуществ такого обучения, с другой, — трудностью его организации на практике. Важным условием проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения. Общепризнанно, что урок считается неэффективным, если учащиеся не работали активно и самостоятельно, не решали задач, требующих не только определенных знаний, но и сообразительности, догадки. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке проблемной ситуации.
Изучая проблему падения интереса к моей специальности, выделим ряд причин, по которым снизился уровень знаний и умений учащихся:
- Инструмент домра-прима является не традиционный казахский инструмент;
- Используется чаще всего в оркестрах;
- Снижение внимания к инструменту;
Возникают противоречия:
- сохранение требований к уровню знаний учащихся
- современные требование в нашей стране.
Домра-прима объективно является одной из самых эксклюзивный народный инструмент и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому инструменту. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся.
Обучение каждого музыкального инструмента способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность выражение чувств, а так же словесного выражения мысли. Взяв любой предмет, не важно музыкальный или же общеобразовательный, как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? У каждого определенного ученика наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении.
Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у ученика имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Ведущая педагогическая идея опыта.
Ведущая педагогическая идея: активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроке специальности через внесение различных методов и средств обучения, связь педагога и учеников на основе взаимного уважения и доверия, обеспечение успешного учения без принуждения, развитие и саморазвитие каждого ученика на основе его индивидуальных способностей через включение его в творческую деятельность.
Опыт работы опирается на идеи:
— идея сотрудничества педагога и ученика на основе взаимного уважения и доверия;
— идея учения без принуждения;
— идея максимальной помощи ученику в усвоений;
Длительность работы над опытом.
Длительность работы над опытом составляет 3 года и охватывает период с 2017года по настоящее время.
Как отметил Е. М. Фостер «Кормление с ложечки в далекой перспективе может научить нас только тому, какая форма у самой ложки» . Опыта конечно же мало у меня, но могу похвалить себя за то малое время я успела воспитать лауреатов, которые пришли без музыкальной подготовки, и думаю начало не плохое.
Первые годы моего опыта прошли в Акмолинской области город Кокшетау. С первого курса учеников начала готовить на различные конкурсы, так как, состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности ученика. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими родственниками, однакурсниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
Самостоятельная работа.
Самостоятельное выполнение заданий — самый надёжный показатель качества знаний, умений и навыков ученика. Ученик, получая теоретически обоснованные способы действий, знания, может самостоятельно вырабатывать подобные способы при решении поставленных проблем.
В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями я использую различные формы контроля знаний. Чтение нот самостоятельно, рассказ истории инструмента. Проверка и оценка знаний, умений, навыков является важной и необходимой частью учебного процесса. Рассматривая структуру самостоятельной познавательной деятельности ученика, я пришла к выводу о необходимости повышения количества разнообразных самостоятельных работ в учебном процессе.
Я считаю, учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен.
В своей работе я использую как не странно для преподавателя по специальности разные виды тестов.
Тесты, в которых предполагают верное заполнение пропусков в утверждениях. Для этого очень много тем, например как посадка, поставнока левой и правой руки, медиатор, струны и. т. д.
Мой личный вклад для дальнейшего развития инструмента, заключается в том, что многие в наше время слушают инструменталистов которые играют под минус, конечно же и я начала икать минусы для домры, где-то добавила свое, что бы у нас в стране знали что существует такой эксклюзивный инструмент и заинтересовать молодежь.
Результативность данного опыта.
- 2019 год. Подготовила лауреата Республиканского конкурса «Жулдыз приглашает друзей», Тілектес Диас — 1 место.
- 2019 год. Подготовила лауреата Республиканского конкурса «Жулдыз приглашает друзей», Балтабекова Риза — 2 место.
- 2019 год. Подготовила лауреата Республиканской малой олимпиады, г. Алматы, Сагындык Мейрлан- 2 место.
- Присуждена степень Бакалавр Искусства, 2017г.
- Благодарственное письмо ректора КНК имени Курмангазы за подготовку лауреата Республиканской малой олимпиады, 2019г.
- Благодарственное письмо от президента ОО СДОО " Жулдыз" , 2019г.
- Құрмет грамотасы от руководителя управления образования Акмолинской области 2019г.
- Благодарственное письмо от заместителя руководителя управления СКО г. Петропавловск 2020г.
Общий стаж работы (Акмолинская областная филармония артист оркестра казахских народных инструментов имени «К. Кумучбекова», 2 года преподаватель по классу «домра-прима» и концертмейстер ГККП «Музыкальный колледж имени Биржан Сала» , г. Кокшетау, по настоящее время
Вывод работы над данной темой.
Выбранные технологии, формы и методы преподавания способствуют развитию интереса к специальности, формированию глубоких и прочных знаний ученика. Ученики успешно сдают экзамены по специальности, продолжая обучение по классу домра-прима. На данный момент, как я уже писала вкладываю всё то что бы заинтересовать молодежь. Создала трёхструнный ансамбль «INTRADO». Провела сольный концерт 13-го мая 2019г., 13-го апреля 2020 году (прямой эфир СКО филармония), 5-го мая Мастер-класс на тему «Роль инструмента домры в казахском оркестре (прямой эфир СКО филармония).
Библиографический список:
- Вячаслав Круглов Искусство игры на домре.
- Рабочая тетрадь домриста. (Пособие для обучающихся подготовительного отделения ДШИ на 3стр домре)
- В. П. ЗЕЛЁНЫЙ «...И ДОМРЫ СЕРЕБРИСТЫЙ ЗВУК» Сборник научно-методических статей М.2019
- Т. П Варламова Изучения народных музыкальных инструментов. Основы обучение игре на домре М. 1988
- Н. Свиридов. Основы методики обучения игре на домре. М. 1968
- 9956 просмотров