9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Общее понятие о числительном. Разряды числительных по значению

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район Северо-Казахстанская область

Михасёва Наталья Петровна

Урок № 1

Цель: знакомство с числительным как частью речи, с разрядами числительных

Задачи: дать представление об истории числительного как части речи, сформировать понятие о числительном, показать признаки числительного, познакомить с разрядами числительных, познакомить со словами со значением числа, научить отличать их от числительных

Ход урока:

1. Оргмомент, целевая установка

2. Введение в тему урока (История становления числительного как части речи)

Не сразу человек научился считать. В начале человеческой истории запас чисел был ограниченным. Поэтому «счётных» или узловых слов было не так и много. (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9) Вот и получилось, что из одного числительного образуется множество других. СЛ-2

В древности у греков, евреев, арабов, у других народов, в том числе и у славян, каждая буква алфавита обозначала число. СЛ-3

В древнерусском языке были слова «тьма», «легион», «леодр», «ворон». В значении, близком современному «бесконечность», употреблялось в древнерусском языке слово «колода». В рукописи 16 в.звучало так: «а сие есть колода, сего числа несть болши». СЛ-4

Со временем, слова, обозначающие числа, исчезли, исчезли и буквенные обозначения чисел. Числа стали обозначаться арабскими знаками — цифрами. В России они появились в 17 в.с реформами Петра 1. А вскоре появляется и часть речи, в которой уже возникла необходимость. Имя числительное — самая молодая часть речи.

Само слово «числительное» — это словообразовательная калька от латинского слова, СЛ-5 встречается в русских словарях с 1704 г. Число — общеславянское суффиксальное производное (суффикс — slo) от ЧИСТИ — «считать, читать».

(словарная работа: калька — слово, образованное путём буквального перевода иноязычного слова)

3. Объяснение нового материала

СЛ-6 Учитель по опорной схеме знакомит учеников с новым учебным материалом, затем услышанное повторяют сильный и слабый ученики.

Имя числительное — самостоятельная часть речи, обозначает число, количество и порядок предметов при счёте. Числительные делятся на количественные (отвечают на вопрос сколько?) и порядковые (отвечают на вопрос который? какой?). Порядковые обозначают порядок предметов при счёте; количественные называют количество предметов и, в свою очередь, делятся на целые, дробные, собирательные.

Количественные изменяются по падежам (четыре, четырёх, четырём…), порядковые изменяются по падежам, родам, числам (второй, второго; вторая, второй; второй, вторые). СЛ-7

Числительные могут быть разными членами предложения: подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, обстоятельством. («Занятия в первой школе начинаются в восемь часов». «Семью семь — сорок девять». «Библиотека располагает двумя тысячами книг».) СЛ-8

4. Первичное закрепление

Упр.705: выписать числительные, указать их разряд. (выполняется в тетрадях и у доски по цепочке)

— Какими членами предложения являются данные числительные?

5. Тренировочное упражнение

1. Упр.706: отгадать загадки, выписать словосочетания с числительными. Определить разряд.

2. Индивидуальная работа у доски во флипчарте: распределить в таблице числительные по разрядам. СЛ-9

6. Исследовательская работа учащихся: Слова со значением числа

— Какие вы можете вспомнить слова разных частей речи, имеющие корень со значением числа? (слова записываются в столбик; рядом указывается, к какой части речи относится слово)

— В чём отличие слов других частей речи, имеющих корень со значением числа, от числительных? (числительное можно записать словом и цифрой, слова со значением числа — только словом. Схема дописывается) СЛ-10

7. Тренировочные упражнения

1. Упр.707: определить принадлежность слов со значением числа к различным частям речи (по трём вариантам).

2. Индивидуальная работа у доски во флипчарте: распределить слова по колонкам. СЛ-11

3. После выполнения делается вывод: как отличить числительное от слова со значением числа?

4. Коллективная работа у доски: определить, какими членами предложения являются имена числительные.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Прибавьте к двум шесть, затем отнимите три. Брат должен прийти в восемь часов. Выставка цветов будет на первом этаже.

Вывод: какими членами предложения может быть имя числительное?

8. Подведение общих итогов урока

Раздаются таблицы с пробелами, которые надо заполнить.

— Какая часть речи называется числительным?

— На какие разряды делятся числительные? на какие вопросы отвечают?

— Как отличить числительное от слов других частей речи со значением числа?

9. Домашнее задание:

§ 49, упр.709 — «Зелёный оазис». Прочитать текст, заполнить таблицу выписанными словосочетаниями с числительными, заменяя цифры словами.

количественные порядковые
   

Творческое задание для учащихся: Написать небольшое сочинение о своём селе, используя в тексте имена числительные.

10. Выставление оценок за урок

Категория: