Подготовка ребенка к звуковому анализу и синтезу
Пожильцова Татьяна Викторовна, |
«От того, как ребенку будет открыта звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит не только усвоение грамоты, но и всё последующее усвоение языка — грамматики и связанной с ней орфографии»
Звуки — это первичные элементы устного языка. С их помощью мы произносим слова и предложения, излагая свои мысли. Звуки всех без исключения языков первоначально заимствуются из звуков окружающего мира, методом подражания. Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Маленькому ребенку мы говорим, показывая на козу: «Это
В процессе ознакомления с окружающим дети узнают, что каждый предмет имеет свое значение, смысловое содержание. Вслушиваясь в звуки речи, ребенок еще не осознает звуковой состав слов, не задумывается над звуковым строением слова. В детском саду еще незадолго до непосредственного обучения грамоте детям дают первоначальные представления и знания о слове и его структуре. Работа со звуками особенно необходима для детей с речевыми нарушениями. Она направлена на формирование фонематического слуха и подготовку к
Усвоение дошкольником звуковой стороны слова — длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей. Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом внимания, наблюдения и изучения. Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается с момента прихода их в детский сад.
В младших группах на занятиях и в речевых играх приучают малышей отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить звучащее слово с предметом и картинкой, различать на слух сходные и разные по звучанию звукосочетания, произносить звукоподражательные слова в разном темпе, с разной силой голоса.
У детей среднего возраста интерес к слову еще более возрастает. Они с удовольствием вслушиваются в слова, находят сходство и различие в их звучании, отмечают интонационную выразительность речи, выделяют рифмующиеся слова, гласные и согласные звуки, увлеченно играют со звучалками, стишками, придумывают песенки, состоящие из набора разных звуков, вслушиваясь в их сочетание и наслаждаясь их звучанием.
Дети старшего возраста уже произносят почти все звуки: их артикуляционный аппарат готов к произнесению даже самых трудных звуков. Педагог уделяет серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей. Дошкольники различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, определяют место звука в слове. У них развивается способность к звуковому анализу слова, пробуждается интерес к его
Детей подготовительной к школе группы учат делить слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, составлять слова из слогов; определять последовательное звучание слогов в слове, самостоятельно преобразовывать слова; совершенствуют умение называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове и последовательность звуков в слове.
При формировании умений вслушиваться в звучание разных слов, слышать слова и звуки нужно прежде всего обучить дошкольника правильному употреблению и пониманию терминов «слово», «звук», «слог».
Педагог использует в работе с детьми словарные игры и упражнения («Назови
Еще до того, как дети начинают учиться звуковому анализу и установлению последовательности звуков, их знакомят с длительностью звучания слова. Педагог предлагает ребенку «прошагать слова» по веревочке. После одновременного прошагивания и проговаривания слов выясняется, какое из них короче, а какое длиннее. Демонстрируя длительность звучания слова на звуковой линейке, дети видят, как один звук сменяется другим и как нарастают в словах звуки. Педагог использует в работе такие игры: «Какое слово потерялось?», «Подскажи словечко», «Какие бывают слова?», «Длинное — короткое» и другие.
В дальнейшем дошкольников учат вслушиваться в звучание слова, определять сходные и разные по звучанию слова; звонко, тихо или громко оно звучит; на что похоже; узнавать, какой звук потерялся, выделять отдельный звук в слове. Детям предлагают такие игровые упражнения: «Это слово звонкое, тихое или громкое?», «На что похоже?», «Сходно ли звучат слова?», «Какой звук потерялся?», «Звуковые часы», «Какое слово я задумала?» и другие.
Таким образом, во всех возрастных группах работа педагога по ознакомлению ребенка со звучащим словом тесно связывается с развитием других сторон речи. Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речи. В результате работы над звуковой стороной слова у детей формируется особое лингвистическое отношение к речи, к языковой действительности. Сознательное отношение к языку является основой для освоения всех сторон языка (фонетической, лексической, грамматической).
Используемая литература:
- Каше
Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. — М.: Просвещение, 1985 г. - Куликовская
Т. А. Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи, М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2010 г. - Логопед для ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
- Тумакова
Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М.: Просвещение, 1991 г.
- 8148 просмотров