Разбор и анализ первой части Концерта B-dur для фагота с оркестром В.А. Моцарта. Акцентуация трудностей исполнения
Ефремов Игорь Владимирович, преподаватель специальных дисциплин, класс фагота, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля“», СКО, г. Петропавловск |
Концерт Моцарта для фагота с оркестром — произведение, без которого не обходится ни один значительный конкурс. Поэтому данное сочинение входит в обязательную программу обучения по специальности в классе фагота.
Тип урока: индивидуальный.
Цели и задачи урока:
- обучающая: ознакомление с содержанием и характером исполнения концерта Моцарта;
- развивающая: овладение навыками разбора и анализа музыкального произведения, развитие умения уместного и грамотного использования средств музыкальной выразительности, прогнозирование деятельности учащегося по воплощению художественного замысла композитора;
- воспитательная: формирование личностного отношения к рассматриваемому концерту, стремления к креативности интерпретации, профессиональное мотивирование эмоциональной проникновенности исполнения.
Учебные пособия и ТСО:
1. Концерт B-dur для фагота с фортепиано В. А. Моцарта (переложение А. А. Клинга).
2. Презентация Microsoft PowerPoint «Моцарт для фагота».
3. Терёхин Р. Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор В. А. Моцарта. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Статьи. Выпуск III. Под общей ред. Ю. А. Усова. М., 1971.
4. Видеозапись концерта (Берлинский филармонический оркестр, фагот — Eberhard Marschall).
5. Компьютер.
Разделы урока (ход урока):
1. Знакомство с музыкальным произведением всегда начинается с представления композитора и характеристики культурной атмосферы эпохи. В целях наглядности в начале урока используем учебную презентацию Microsoft PowerPoint «Моцарт для фагота». Проводится мини-лекция.
Слайд 1. Моцарт для фагота. Экскурсия в эпоху и историю создания произведений. Авторы: Ефремов И. В., Ефремова О. С.
Слайд 2. Об авторах.
Слайд 3. Содержание презентации.
Слайд 4. Эпоха Просвещения (XVIII век). Основным стремлением Просвещения было найти путём деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жизни (Вольтер, Дидро, Монтескье, Руссо и др.)
Просвещённый абсолютизм — политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов.
Слайд 5. Иосиф II Австрийский (1741-1790). Иосиф II, «революционер на троне», порвал с политикой своих предшественников и совершил смелую попытку радикально преобразовать весь строй Австрии в духе философии XVIII века.
Слайд 6. Архитектура Вены. Вена в XVIII веке — политическая и экономическая столица Священной Римской империи. Резиденция Габсбургов (фото).
Слайд 7. Венская классическая школа — (венская классика, венский классицизм, венские классики) — направление европейской музыки второй половины XVIII-первой четверти XIX вв.
Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.
Слайд 8. Философия эпохи и венские классики. Рационализм, вера в просвещение и цивилизацию, в добро и гуманизм. Стройная красота музыки, лаконизм, ясность и простота мелодики, отточенность и логика всей музыкальной конструкции.
Жан Батист Симеон Шарден — Натюрморт с атрибутами искусства (репродукция).
Слайд 9. Биография композитора. Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (1756-1791) — австрийский композитор, капельмейстер, пианист, скрипач, клавесинист, органист.
Слайд 10. Дом-музей Моцарта в Вене. «Женитьба Фигаро» была написана в стенах этого дома, поэтому музей иногда называют «Фигаро Хаусом».
Слайд 11. Время написания концерта для фагота (1774). 1770-1774 годы Моцарт провёл в Италии. В 18 лет — уже 4 оперы, несколько духовных сочинений, 13 симфоний, 24 сонаты и масса более мелких композиций. Концерт для фагота с оркестром — по заказу барона Тадеуша фон Дюрница — фаготиста-дилетанта.
Среди написанного в 1774 году — «La bella finta Giardiniera» (опера «Мнимая садовница», 2 мессы, офферторий, концерт для двух скрипок с оркестром и др.
Слайд 12. В. А. Моцарт. Концерт си-бемоль мажор для фагота с оркестром. I ч. Характер: солнечно-радостный. Главная тема: целеустремлённость движения и необыкновенная певучесть. Красивая, волевая, легко запоминающаяся мелодия фанфарного типа.
2. После мини-лекции беседа с учеником
a. Как называется в истории музыкальной литературы эпоха, в которую творил Моцарт? Каким отношением к музыке у людей она знаменательна?
b. С какими произведениями Моцарта вы уже знакомы? Что вы можете сказать об общем характере творчества Моцарта?
3. На уроке рассматриваем Концерт B-dur для фагота с фортепиано В. А. Моцарта (переложение А. А. Клинга). Педагог рассказывает о расцвете сольного концертного исполнительства во времена создания этого концерта, а также о том, когда и для кого был написан концерт, историю жизни произведения (имена знаменитых исполнителей, существующие редакции и переложения, звукозаписи).
Историческая справка
Вторая половина XVIII и первую XIX века — эпоха расцвета сольного концертного исполнительства. Из фаготистов были известны в это время Альменредер, Оци, Антон Ромберг, Бранд, Браун, Шварц, Риттер, Мельхиор, Коккени, Дивьен.
Тогда создавалось большое количество сольных произведений: концертов, концертино, концертштюков, сонат, этюдов, дуэтов, трио, квартетов и других ансамблей. Кроме самих виртуозов писали их и композиторы — А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Д. Скарлатти, Ф. Э. Бах, И. Гайдн, А. Кожелух, В. А Моцарт, К. М. Вебер, Ф. Давид и другие.
Предполагается, что концерт для фагота с оркестром (K. V. 191) был сочинён Моцартом по заказу барона Тадеуша фон Дюрница — фаготиста-дилетанта. Рукопись концерта сначала находилась в распоряжении известного издателя И. А. Андре. Дата создания концерта установлена также со слов Андре, утверждавшего это по виденной им надписи на рукописи: «Зальцбург, 4 июня 1774 г.».
Первая партитура концерта была издана фирмой Брейткопф и Гертель в 1881 году. А. А Клинг по поручению этой фирмы сделал переложение концерта для фагота с фортепиано, которое было опубликовано в 1889 году.
4. Общая характеристика музыкального произведения
Общая характеристика концерта.
Концерт Моцарта для фагота с оркестром — произведение, без которого не обходится ни один значительный конкурс.
Необыкновенная простота и певучесть мелодий, прозрачность фактуры могут быть переданы музыкантом при условии соблюдения следующих факторов:
- красивый звук,
- безупречная техника,
- умение целиком войти в мир моцартовских образов и настроений.
Усвоить содержание и характер исполнения концерта (темп, динамика, штрихи) ученику будет легче, если это не первая встреча с произведениями Моцарта (ранее — симфонии, оперы и концерты для других инструментов).
Авторские указания и традиции исполнения.
В исторической эволюции нотной записи наблюдается тенденция возрастания роли различных обозначений — характера исполнения, темпа, динамических оттенков, штрихов и т. д.
В произведениях Моцарта исполнительские обозначения встречаются гораздо чаще, чем у Баха. И всё же в большинстве случаев определение характера исполнения, громкости, агогических оттенков предоставляется воле исполнителя. Скупость нюансировки в тексте привела к возникновению особой традиции исполнения классических произведений. Но не следует превращать строгое исполнение музыки Моцарта в чрезмерно академическое и сухое, так как известно, что Моцарт предоставлял солистам известную свободу в выборе нюансировки и артикуляции.
Партия фагота в партитуре концерта содержит указания о динамике лишь в тех местах, где фагот выполняет оркестровые функции.
Играя по редакции А. Клинга, некоторые фаготисты все пассажи исполняют громко и отрывисто. От постоянного употребления forte и staccato звучание становится однообразным. Трудно предположить, что Моцарт так представлял себе исполнение партии фагота.
Отсутствие лиг кажется неестественным и бросается в глаза при завершении трелей (staccato тридцать вторыми) и при соединении их с последующими шестнадцатыми. Это звучит неуклюже и не вяжется с характером музыки.
Неестественно и соединение трели с четвертной нотой, если их играть раздельно. Пассажи, исполняемые фаготом в семи последних тактах первой части, тоже не логично играть staccato.
Моцарт записывал долгий форшлаг из шестнадцатой ноты не в виде обычного знака с двумя параллельными чёрточками, а в виде восьмой, у которой второй штрих поставлен как бы в спешке — не параллельно. Это очень напоминает короткий форшлаг. В результате такого сходства трудно понять, где стоит долгий, а где короткий форшлаги. Поэтому в каждом отдельном случае при расшифровке форшлагов следует исходить из характера музыки.
Группетто — мелодическое украшение, состоящее из чередования основного звука со вспомогательным звуками и относящееся к мелизмам. В записи вспомогательных звуков у Моцарта часто встречается отсутствие знака повышения. В первой части концерта группетто встречается в такте 57. оно может исполняться с сохранением большой секунды, то есть с си-бемолем. Что касается ритмического рисунка группетто, то триольная группировка на второй восьмой наиболее естественно «укладывается» в этом быстром темпе и в то же время сохраняется ощущение последней восьмой.
По традиции в каждой части концерта предусмотрена каденция. Обычно это небольшое музыкальное построение, основанное на тематическом материале произведения. Сочинение каденций во времена Моцарта предоставлялось самим исполнителям. Фаготисты стремились в них проявить своё искусное владение инструментом, показать красоту звучания, блеснуть техникой виртуозного legato или staccato. Ни одна из старых каденций не дошла до нашего времени, потому что они не были органично связаны с музыкой Моцарта и поэтому быстро забывались.
Исполнение каденций должно развивать те исполнительские нюансы, которые характерны для всего произведения в целом, и лишь в некоторой мере превышать по блеску исполнения основные разделы. Увлечение техникой быстрых пассажей — ложно понимаемая виртуозность. Виртуозность включает в себя и филигранное использование тончайших нюансов в умеренном движении.
Помимо каденций, в концерте предусмотрено исполнение с целью показа мастерства солиста фиоритур и различного рода фигураций. Фиоритура — сыгранное «мимоходом» небольшое украшение — трель или другое метрическое построение, не прерывающее движения музыкальной мысли. Такая фиоритура обозначена в первой части концерта за один такт до репризы — ферматой на фа. Терехин считает уместной фиоритуру длительностью в три четверти, а сочинение Костланом каденции для данного раздела рассматривает как пример ошибочного понимания этой ферматы.
Каденция Костлана удачна по размерам и по мелодико-тематическому содержанию. Три звена секвенции представляют собой как бы отзвук предшествующего диалога фагота с оркестром. Мелодическая линия мотивов изменена, но ритмический рисунок сохранился. Каденция удобна для исполнения и прекрасно выявляет виртуозные возможности инструмента.
По желанию исполнителя на выдержанных нотах солирующего инструмента могут быть сыграны фигурации.
Во времена Моцарта партии концертирующих инструментов обозначались словом principale (главный голос). Солирующий инструмент участвовал и в tutti. В настоящее время солисты обычно не играют в tutti. Партия солирующего инструмента становится более выпуклой, усиливается контраст между оркестровыми эпизодами и эпизодами solo.
5. Разбор нотного текста с акцентуацией трудностей исполнения в техническом и выразительном планах
Вопросы интерпретации первой части концерта. Методические рекомендации.
Первая часть концерта носит солнечно-радостный характер. Во всех проведениях главной темы чувствуется целеустремлённость движения и вместе с тем необыкновенная певучесть. Каждая нота очень определённа и как бы пружинит. Стремительность мелодии подчёркивается пульсацией аккомпанемента. Красивая, волевая, очень яркая, легко запоминающаяся мелодия фанфарного типа — такова тема главной партии.
Одним из основных условий, определяющих верность композиторского замысла, является темп. Неправильно выбранный темп приводит к тому, что даже у хорошего исполнителя трактовка в целом окажется неудачной.
Оркестровая экспозиция занимает по объёму более четверти части. Нередко в исполнительской и педагогической практике экспозиция даётся не полностью под предлогом, что фортепиано не имеет оркестровых красок. Производят сокращения с такта 6 на такт 31 или другие пропуски.
Функции экспозиции в этом концерте:
- изложение главных тем концерта,
- развёрнутое вступление, создающее психологическую настройку и для исполнителя и для слушателя; дающее возможность солисту глубоко проникнуть в образный строй музыки,
- подчёркивание, благодаря контрасту, вступления солирующего инструмента.
Внешняя сторона поведения музыканта во время экспозиции оказывает большое влияние не только на слушателей, но и на настроенность самого исполнителя. Если исполнитель с первых звуков всецело поглощён музыкой, то и внешне он будет спокоен. Пассивность, несобранность и нервозность отвлекают и мешают исполнению.
Вступление солиста только в том случае будет органичным, когда он внимательно следит за развёртыванием общей музыкальной линии всего произведения, хорошо знает аккомпанемент, а не только свою сольную партию.
Заключительные аккорды экспозиции не следует замедлять с целью подготовки вступления солиста. Замедление ведёт к спаду движения, снижению радостного и бодрого настроения, в котором находится исполнитель и слушатель после оркестрового вступления. Игра солиста органично вытекает из прослушанного ранее и продолжает его в новом качестве. Вступление солиста должно быть очень ярким, энергичным и в то же время лёгким, певучим и красивым — тембр фагота будет господствовать над всем остальным звучанием.
Тему главной партии надо мыслить в едином движении на всём её протяжении (восьми тактов). Пауза в четвёртом такте не должна разделять тему. Характер исполнения темы в значительной мере определяется её штрихами. В исполнительской практике чаще всего здесь можно встретить чрезмерное укорачивание первых нот и акцентирование вторых. Такая манера исполнения уподобляет моцартовскую фанфарную тему маршу, что неправомерно.
Пружинистость и устремлённость темы действительно требуют некоторого, но не чрезмерного укорачивания первых звуков, а певучесть — протяжённости, но не излишнего акцентирования вторых. Меру этого «некоторого» укорачивания и акцентирования исполнитель и должен найти в работе над концертом. Особое внимание при этом следует обратить на то, чтобы первые звуки не уступали по силе и значимости вторым. Для этого первые следует некоторое время поиграть преднамеренно громко. От ровности звучания во многом зависит певучесть мелодии.
В начале связующей партии лёгкое и острое staccato более соответствует теме. Тема побочной партии двухголосна и представляет собой образец контрастной полифонии. В ней есть также и элементы имитации, отсутствие которой в оркестровой экспозиции компенсируется приёмом «эхо». Моцарт здесь не поставил штрихов, но фаготист в данном случае должен следовать в своих штрихах за партиями первых скрипок, и наоборот. Это значит, что если скрипачи пользуются подчёркнуто острым staccato в первых двух мотивах, то аналогичное staccato должно быть и у фаготиста в третьем мотиве. В тактах 4 и 5 дуэт фагота и скрипок приходит к «полному согласию» — параллелизм децим требует и тождества штрихов. Legato из партии струнных может быть заимствовано фаготистом, что будет способствовать особой слитности сочетания фагота и оркестра.
Разработка первой части короткая, но очень динамичная. Начинается она видоизменённой темой связующей партии. Из темы исключены восходящие арпеджио, в результате она становится более певучей и устремлённой. Начало разработки подчёркнуто ладовым контрастом: вместо ожидаемого слухом фа мажора тема звучит в одноимённом миноре, и лишь первый аккорд вторгающейся каденции (от экспозиции к разработке) мажорный. Однако появившийся на короткое время фа минор тут же становится субдоминантой новой тональности, в которой и заканчивается первый четырёхтакт разработки до минор. Всё этот создаёт определённую динамическую напряжённость, драматичность. Возникающий в результате контраст исполнители-фаготисты обычно подчёркивают вступлением forte.
Во втором разделе разработки переклички оркестра учащаются. Динамические оттенки в партии фагота отсутствуют, и это даёт возможность исполнителям создавать различные планы динамического развития. Одни делают crescendo к заключительным тактам разработки. Другие сохраняют уровень динамики неизменным. Третьи пользуются приёмом контрастного сопоставления типа эхо: две первых фразы исполняются громко, а третья становится началом crescendo к кульминации.
Контекст говорит о вкравшейся в партитуру неточности (за три такта до фиоритуры в первой части), где вместо обозначенного там короткого форшлага целесообразно исполнять долгий. Форшлаг в этом такте должен быть исполнен как восьмая и очень мягко соединён с последующим длительным звуком. И начало предыдущего такта — октавный скачок соль малой октавы на соль — должно быть сыграно связно, без резкого членения.
В новом разделе связующей партии (такты 15 — 20) в восходящих гаммаобразных пассажах Моцартом не обозначены какие-либо штрихи. Г. Келлер советует такие пассажи, особенно в forte, исполнять staccato. Контраст здесь обнаруживается во многих сторонах звучания.
В учебных целях к первой части рекомендуется каденция Костлана, построенная на темах главной и связующей партий, с использованием материала разработки.
6. Просмотр видеозаписи концерта для сравнения со сложившейся на уроке индивидуальной перспективой интерпретации концерта у учащегося. Анализ представленной музыкантом интерпретации (удалось ли воплотить замысел композитора?).
7. Итоги. Мотивация творческой интерпретации
Многообразны пути, которыми может идти фаготист, работая над произведением и проникая в глубины его художественной сущности. Рассматриваемый нами концерт Моцарта даёт широкое поле для разных интерпретаций в связи с особенностями нотной записи времён Моцарта и в связи с богатыми вариантами традициями его исполнения. Исполнительское искусство обладает творческой сущностью, оно всегда в какой-то степени импровизационное и непосредственное. И степень выразительности исполнения зависит от того, насколько музыкант проникнется атмосферой эпохи исполняемого произведения, духом музыки данного композитора и образами самого концерта.
8. Задание для самостоятельной работы дома: внимательный, подробный разбор выразительных средств, использованных в первой части Концерта B-dur для фагота с фортепиано В. А Моцарта.
Литература
1. Терёхин Р. Концерт для фагота с оркестром си-бемоль мажор В. А. Моцарта. В кн.: Методика обучения игре на духовых инструментах. Статьи. Выпуск III. Под общей ред. Ю. А. Усова. М., «Музыка», 1971. — 272 с.
2. Ефремов И. В. Работа над художественной выразительностью исполнения в специальном классе фагота https://azbyka. kz/rabota-nad-hudozhestvennoy-vyrazitelnostyu-ispolneniya-v-specialnom-klasse-fagota
- 13665 просмотров