Разработка урока «Спешите делать добро»
1. Беседа по теме
У человека есть два вида жизни. Первая — реальная, повседневная жизнь. Это учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. И есть скрытая, духовная жизнь. Это — мысли, чувства, идеалы,внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: «Во внутреннем мире человека доброта — это солнце».
А что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Предоставим слово творческой группе, которая подготовила этот урок для нас. Пусть эпиграфом к нашему разговору станут слова поэта А. Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Доброта, милосердие выработались человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
2. Толкование пословиц
Существует множество пословиц и поговорок о доброте. Как вы их понимаете?
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Злой не верит, что есть добрый.
- Добрая слава лежит, а худая бежит.
- Дорого чтут, а злого не жалуют.
- Добряк творит добро, быть может, и не зная, что оттого болит душа у негодяя.
3. Игра «Кто больше знает?»
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть и имена, фамилии с корнем — добр. Давайте проведем конкурс по рядам, назовите фамилии c корнем — добр. Побеждает тот ряд, который последним назовет фамилию или имя.
4. Это интересно!
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым. Напротив, себялюбец — несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: «Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево».
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам уже известны? Вот некоторые из них (читают ученики):
Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Жан-жак Руссо)
Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Лев Толстой)
Знания должны увеличиваться с добротой. (Фазиль Искандер)
5. Ролевая игра
Как вы думаете, есть ли какие-либо правила доброты? Давайте разыграем сценку из известного вам с детства произведения.
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь, мы все должны помогать друг другу.
(Подходит Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебе еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопочка стали думать, почему все так вышло.
Кнопочка: А может быть, ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это — не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя это шапка что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопочка: А для чего же ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопочка: Вот видишь — а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопочка: Ты должен совершать их так, из хороших побуждений.
6. Беседа по теме
Какое правило доброты вы услышали? Давайте вместе попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил «Спешите делать добро». (Раздаем детям листочки, звучит музыка)
- Народная мудрость гласит: «Худо тому, кто добра не творит никому». А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день, деток вывели на полянку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфетку, игрушку. А один худенький сероглазый мальчик протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: «Не надо, лучше возьми меня на ручки». Что же оказалось для него главным?
— Ласка, доброта.
— Оказывается, каждый ребенок имеет на это право. У взрослых есть закон. Кто его знает?
— Конституция.
— А у детей есть такой документ?
— Да, это конвенция о правах ребенка — документ большой нравственной силы.
7. Итог урока
Давайте в заключение послушаем стихи. (Читают дети)
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою доброты
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела —
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
(Все вместе)
Делай доброе дело —
Тем живем на земле.
- 39652 просмотра