Развитие чувства лада при сольфеджировании
Лапина Марина Евгеньевна |
«Ладовое чувство есть
эмоциональное переживание
определенных отношений
между звуками…»Б. Теплов
Центральное место в курсе сольфеджио занимает вопрос о развитии музыкального слуха, изучение связей звуков, способности запоминать, воспринимать и воспроизводить мелодию. Музыкальный слух — это главное орудие музыканта, сложное явление, которое состоит из следующих взаимосвязанных компонентов: чувства лада и метроритма, звуковысотного и гармонического слуха. Именно звуковысотный слух определяет способность отличить звуковую нестройность от стройности. А ладовый слух — способность различать и определять отношения между высотами.
В мелодическом слухе большое значение имеет интонационная сторона. Интонация понимается как мелодический оборот и как правильность, чистота звучания. Уровень развития мелодического слуха во многом определяется точностью интонирования при воспроизведении мелодии. Ощущение музыкальной высоты возникает при наличии хотя бы
На начальном этапе развития интонационного слуха учащихся музыкальной школы большое значение приобретает изучение интервалов — мельчайших самостоятельных элементов музыкального языка не только в ладу, но и изолированных, взятых от любого звука. Решая эту проблему с учащимися, облегчая их путь восприятия теоретических познаний, внутренних ощущений и эмоциональных переживаний, мною разработаны дидактические карточки с мелодическими оборотами интервалов из знакомых детям песен.
Эта совместная работа с учащимися (дети на урок приносят задания: составить свои карточки с оборотами из знакомых песен) дает положительные результаты развития музыкальной памяти в ощущении интервальных расстояний.
Для закрепления полученных навыков применяем дидактическую игру «Звезда».
Пособие «Звезда» представляет собой макет из шестиугольной звезды с обозначением ступеней: I — VII. Дети разделяются по рядам. Первые 5 интервальных последовательностей интонирует первый ряд, набирая баллы в виде звездочек. Затем участвует второй ряд. Победителям вручаются медальки. Это игра развивает слуховые данные, чувство лада, азарт победы, желание быть лучшими.
Б. Теплов дал следующее определение ладового чувства: «Ладовое чувство есть эмоциональное переживание определенных отношений между звуками…»,
С учащимися ДМШ на уроках сольфеджио для развития ладового чувства полезно следующее дидактическое пособие: карточки, состоящие из разных последовательностей ступеней, образующих мелодические обороты.
Преподаватель определяет тональность, в которой дети поют эти последовательности. Схема игры та же, что и предшествующая.
Ладовые ощущения связаны не с конкретной высотой звуков, а лишь с их взаимоотношением. Они не могут возникнуть при восприятии случайных, отдельных звуков. Только звуки мелодии, организованные в ладу, могут создавать эти ощущения. Это доступно учащимся начальной стадии обучения, не знавшим нотной грамоты, благодаря эмоциональной своей основе.
Недостаток применяющегося на практике в детских музыкальных школах длительного пребывания в до мажоре приводит к возникновению неправильных ассоциаций у учащихся, что тоника только звук «до», тоническое трезвучие «до, ми, соль», вводные звуки только «си и ре»
Развивая слуховую базу учеников полезно использовать наглядно — дидактический материал в виде
На первом этапе основная задача заключается в воспитании чувства тональной устойчивости, умении сохранить тональность, освоить диатонику на любой высоте. Методический прием «Забегание вперед», который используется до начала освоения темы «Тетрахорды», помогает научить учащихся петь гаммы по тетрахордам, а в дальнейшем усвоить тему теоретически.
Один из видов деятельности по развитию чувства лада у детей является слушание музыки. В этом виде деятельности накопленные впечатления прочно оседают в памяти ребенка. На уроках дети слушают музыку и следят по нотам, определяют смену лада, тональности, наблюдают за движением мелодической линии и гармонии.
При воспитании ладового чувства нельзя не учитывать роли гармонии. Именно гармония и аккорды, благодаря своей выразительности и эмоциональной яркости при восприятии, помогают осознанию ладовых связей. Надо научить ученика чувствовать, куда ведет данный аккорд. Для этого полезно давать ученикам в тональности игру аккордовых последовательностей. В начале это простые обороты:
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что значение воспитания чувства лада и ладовых связей звуков велико: оно развивает у учащихся музыкальный слух — мелодический, интонационный, ведь без ладового чувства невозможно ни одно из проявлений мелодического слуха,
- 9739 просмотров