Развитие техники пианиста на начальном этапе
Преподаватель высшей категории Лобкова Лидия Валерьевна, директор ДМШ, Почётный работник образования РК. Коммунальное государственное казенное предприятие «Детская музыкальная школа» акимата г. Курчатова ВКО |
Основная цель технического развития — обеспечить условия, при которых технический аппарат будет способен лучше выполнить необходимую музыкальную задачу.
Е. М. Тимакин
В работе над пианистической техникой кроме приобретения движений, связанных развитием физических, волевых свойств, требуются ещё такие необходимые компоненты музыкального развития, как яркость образных представлений, глубина переживаний, ощущение живого пульса движения музыкальной ткани, а также слуховое развитие. Недооценка этих качеств приводит к несовершенству техники, её ограниченности, скованности, а также «не музыкальности» исполнения. К числу главных недостатков в техническом развитии пианиста можно отнести — зажатость, скованность аппарата, возникающие от разных причин: неправильной посадки, плохой постановке рук, приспособляемости к клавиатуре, в искусственности игровых приёмов, не увязанных с музыкальными задачами. Если в гаммах преподаватель добивается только пальцевой чёткости и беглости, не обращая внимания на качество звука, его певучесть и гибкость в движениях рук, а к тому же требует завышенные темпы, то он может поставить «крест» на дальнейшем успешном пианистическом развитии учащихся. «Изолированные пальцы» как и «свободная кисть» и «чрезмерная быстрота» могут нанести только вред пианисту, который не может выразить в исполнении музыкальный образ, переживаемый «внутри». К этим печальным результатам всегда приводит отрыв технического развития от музыкально-звуковых задач. Технический аппарат следует развивать так, чтобы он был в полном контакте с растущими задачами, с растущими задачами, помогал их выполнять и умел подчиняться всем проявлениям музыкальной воли. Пианистический аппарат следует развивать, соблюдая следующие принципы:
1. Пластичность и гибкость.
2. Взаимодействие и связь всех участков аппарата.
3. Экономность и целесообразность движений.
4. Управляемость техническим процессом.
5. Качество звукового результата.
С первых шагов обучения необходимо добиваться неразрывной связи музыкально-звукового представления с игровым техническим приёмом.
Изучение различных технических упражнений, развивающих беглость, ловкость, самостоятельность пальцев с начинающими необходимо совмещать с освоением образной палитры, формирующих у учащихся азы художественной культуры, диапазон эмоциональных впечатлений. Используемые упражнения должны иметь образные названия и подтекстовки.
Примерный словарь пианистических приёмов, используемый преподавателем по классу фортепиано, может включать в себя упражнения для выработки различной техники с первых уроков с дальнейшим их совершенствованием:
1. Техника «леджиеро». «Кошечка». Кошечка бежит, лапками стучит
2. Вопроса-ответные интонации. «Киска». Киска, где была? Молочко пила.
3. Жалобные интонации. «Мяу». Мяу, мяу, киска плачет.
4. Нежного туше. «Ветерок». Нежный ветерок ласково поёт, сильный ветерок громче всех поёт.
5. Техника репетиций. «Дождик». Дождь стучит по крыше, так легко, чуть слышно, туча набежала, громче песня стала.
6. Игрового приёма «пезанте» «Мишутка». Топает мишутка, весело по лесу, смотрит на цветочки, очень интересно
7. Интонации «Эхо». «Кукушечка». Ку-ку, ку-ку слышно в лесу, это кукушка, звонко кукует ку-ку, ку-ку слышно в лесу.
8. Игрового приёма «отскок-приседание — «ямб». «Кузнечик». Кузнец скакал назад, вперёд, увидел он, червяк ползёт.
9. Мелизма трели. «Соловей». Соловей поёт мне песню весело, весело, весело, весело.
10. Ритмической группы — триоль. «Конь». Мчится конь по полю, мчится конь по лесу.
11. Организованного ритма. «Считалочка». К нам летят со всех концов, стаи радостных скворцов. Раз, два, три, четыре, пять, буду я скворцов считать.
12. Гаммообразных последовательностей. «Поезд». Мимо речек и полей, мчится поезд всё быстрей, ничего, что путь далёк, мы приедем точно в срок.
13. Ритмической группы триоль. «Гиппопотам». Гиппопотам в лес побежал, встретил лису, в гости позвал, увидел цветок, быстро сорвал.
14. Покачивающей интонации, жанровой характерности. «Колыбельная». Спи мой мишка, баю, баю.
15. Технического приёма — репетиции. «Часы». Часы стучат: тик-так, тик-так, часы ворчат тик-так, тик-так, считать минуты не пустяк, тик-так, тик-так, тик-так, тик-так.
16. Техника группетто. «Мышонок». Спрятался мышонок, в норочку от кошки.
17. И многие другие.
Формирование игровых навыков через упражнения способствуют с одной стороны развитию технической умелости пальцев, их активности, самостоятельности, с другой стороны развитию образного мышления, содержательности, художественности и богатству интонационной культуры. Последующей ступенькой в обеспечении технико-интонационного обучения является изучение учащимися класса упражнений Ш. Ганона.
Для воспитания естественной рациональной техники надо знать возможности пианистического аппарата, понимать, что ему мешает, какие движения вызывают неудобства; уметь анализировать состояние ученика, вовремя помочь, т. к. сам ученик не в состоянии заметить напряжение. Для успешной работы пианиста необходим упругий, активный тонус мышц. Общее состояние играющего при этом должно быть бодрым, приподнятым — состоянием спокойной уверенности и радости.
Положение пальцев на клавиатуре должно быть таким, чтобы его можно было бы легко изменить. Чтобы привести аппарат и весь организм в рабочее состояние, полезно проделать ряд гимнастических упражнений. Эти упражнения активизируют и укрепляют мышцы. Они помогают найти и закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей аппарата.
Упражнения для раскрепощения игрового аппарата
1. «Здравствуй солнышко». Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса. Поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе с вдохом, поднять руки вверх — кисти, пальцы активно шевелятся, затем руки падают вниз и медленно раскачиваются до остановки.
2. Упражнение для освобождения шейных мышц. Свободные повороты головы вправо, влево, вверх, вниз, вращение головой.
3. «Две сестры». Две сестры — это две руки. Упражнение развивает самостоятельность рук. Руки висят вдоль корпуса, слегка наклоненного вперед. Правая рука, толкнув левую, замирает возле животика и ждет, пока ее сестра перестанет раскачиваться, затем повторно толкает и так 3-4 раза. После этого руки меняются ролями. Левая рука толкает правую. Это упражнение я всегда сопровождаю рассказом. Жили-были две сестры. У них был дом, огород и небольшое животноводческое хозяйство: корова, 2 козочки, поросенок, два десятка курочек, петушок. Сёстры вставали рано и трудились «не покладая рук». Вот одна сестра встала рано утром раньше другой и будит ее: «Вставай Левинушка, пора коровку вывести гулять, чтобы травку пощипать, пора курочек, козочек да поросенка покормить, вставай скорее». Но как она ее не будила, не смогла разбудить. Так крепко спала ее сестра. Тогда Правинушка сама сделала всю работу
и пошла, вновь будить свою сестру. Пока будила, сама уснула. проснулась Левинушка и стала будить Правинушку, а та спит «мертвым сном». Пошла Левинушка выводить коровку, а той нет в хлеву, хотела покормить животных, а те не едят, они уже сытые. Поняла тогда сестра, что всю ее работу сделала Правинушка и пошла за водой. Затем напоила всех животных, полила огород, замесила тесто и так устала, что только прилегла на кровать тут же уснула. Через некоторое время проснулась Правинушка. В этот день они так поочереди и работали. Зато вечером сели за стол и дружно пили молочко, ели пирожки и читали друг другу сказку.
4. «Мельница». Рука спит, рука работает. По очереди толкать руку до полной остановки. Рука от исходной точки поднимается вверх, затем падая вниз, очерчивает круг до верхней точки, останавливаясь, затем кружится без остановки.
5. «Карандаш». Вытянуть руку с выставленным вперед указательным пальцем параллельно полу, рисовать круг.
6. «Кулачок». Чувствуя прогнутую спину и не поднимая плечи, потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) — «погрозите» ими. Упражнение помогает почувствовать «включенность» рук и всего корпуса.
7. «Три этажа». Смена уровня опоры рук («три этажа»). Руки спокойно лежат на коленях. На счет «раз» положите их на крышку фортепиано. «Два» — руки на пюпитре, «три» — опять на крышке, «четыре» — на коленях. Все движения выполняются просто и естественно. При подъеме рук локти не опускаются.
8. «Вкручиваю-выкручиваю». Активная супинация и пронация. Движение имитирует ввинчивание и вывинчивание лампочки, запирание и отпирание двери ключом. (Эти движения используются при игре арпеджио, трелей, тремоло, фигураций). Супинация и пронация свободно опущенных рук хорошо освобождают руки.
9. «Мышеловка». Свободно, без усилий «открывайте» и «захлопывайте» все пальцы одновременно, чувствуя, что ладонь как бы сгибается посередине, а пальцы «растут из ладони».
10. «Иди ко мне». Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме 1го) по 2 раза. Палец «целый», не «ломающийся» в суставах. Упражнение выполняется без всякого напряжения, в медленном и быстром темпе, лучше на вытянутой руке.
11. «До свидания». Свободно и естественно помахивайте всеми пальцами, как машут при прощании.
12. «Репетиции». Подготовительное упражнение к репетициям. Вытянуть вперед руки, и вибрировать пальцами от пястья. Вибрация способствует наиболее полному освобождению руки от любых зажатий и спазм и является основой репетиционной техники.
13. «Одуванчик». Упражнения на укрепление разгибателей. Соберите пальцы в щепотку и затем мгновенно и очень легко, без всяких усилий, «откройте», их (как будто кто-то на них подул и они «разлетелись», как пушинки одуванчика). После «взлета» пальцы свободно «опадают». Упражнение легче делать на коленях, как бы сбрасывая с них воображаемые соринки.
14. «Колечко». Упражнение на развитие свободы 1-го пальца. Круговые движения 1го пальца. 1п должен работать легко, без натяжения, мышцы между 1п и 2м пальцами должны остаться мягкими. Палец в суставе не сгибается и кисть не напрягается.
15. «Колобок». Упражнение для ощущения подвижности 1-го пальца «катайте» воображаемые хлебные шарики 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами.
Слегка прижимайте подушечки 2-5 пальцев к 1п, как бы прощупывая их.
16. «Клавиша здравствуй». Упражнение для ощущения контакта с клавиатурой гладить ладонью клавиатуру от черных клавиш к белым и к себе.
17. «Опора». Упражнение для освобождения руки. Похлопайте ладонью по крышке фортепиано в разных местах с разной степенью силы то ладонью, то тыльной ее стороной.
Упражнение помогает почувствовать опору на ладонь и активизирует мышцы плечевой кости (плеча).
18. «Аплодисменты». Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом руками круг перед собой. Плечи и руки — свободны. Упражнение подготавливает естественное исполнение стаккато, а также октавного и секстового вибрато.
19. «Качели». Упражнение на укрепление подушечек. «Качели» зацепитесь за
крышку кончиками пальцев, раскачиваясь рукой то влево, то вправо «висячий мост».
19. «Педаль». Упражнение для ног. Точность и тонкость педализации во многом зависят от свободного состояния ноги и положения стопы на педали. Опора на пятку, прикасаться к педали частью стопы, нога должна как бы слиться с ней и работать, не отрываясь от нее. Такое положение помогает правильно прикасаться педали, легко бесшумно и с большей точностью опускать ее как угодно мало и как угодно часто.
а) свободно отклоняйте колено в стороны, опираясь на пятку;
б) легко вибрируйте стопой;
в) вращайте стопу вокруг педали;
г) поворачивайте стопу вправо и влево;
Гаммы
Цель этих упражнений — добиться плавного непрерывного исполнения гамм и гаммаобразных пассажей без толчков, ровно по звучанию и временным соотношениям. Такое исполнение зависит от двух моментов: спокойного подкладывания первого пальца при смене позиций кисти и ровного текучего легато внутри позиции.
Основная причина толчков, неровности игры гамм — малая подвижность и напряженность первого пальца. Поэтому, чтобы обеспечить ровное и беглое исполнение, я развиваю его ловкость и легкость подкладывания незаметным движением под ладонь, не меняя уровня кисти уч-ся. При смене позиции кисть переносится через 1п и свободно располагается на клавишах следующей позиции. Легато при исполнении гамм должно ощущаться внутри ладони. Кисть ведется плавно и спокойно на одном уровне. Ровность и полнота звучания достигаются при постоянном ощущении опоры. Пианистическая чистота и ровность обеспечиваются не только точным взятием звука, но и точным по времени снятием пальцев с клавиши. С целью выравнивания промежутков между звуками полезно учить гаммы в медленном темпе половинными нотами, или быстро и четко проговаривать названия нот — такой «приказ» заставляет пальцы работать подвижнее и четче.
1. Упражнение на подкладывание 1го пальца
2. Подготовительное упражнение, развивающее ловкость 1п, гамма до мажор исполняется
1-2, 1-3, 1-4 пальцами, 1п глубоко подводится под ладонь, легким, самостоятельным движением (раздел гаммы)
3. Виртуальная гамма в сказке
Никому не секрет, что дети в музыкальной школе не любят играть гаммы, эти сухие упражнения, особенно не любят учить аппликатуру и уж повторять гаммы множество раз. Использование пособия «Гамма в виртуальной сказке поможет преподавателям решить положительно эту задачу. Ведь играя сказку, ребята повторяют гамму 8 раз, а пальцы запоминают очень легко, после 3-го пальца подкладывается 1палец при восходящем движении, после 1-го пальца подкладывается 3палец в обратном движении правой рукой. Левой рукой наоборот после 1пальца подкладывается 3палец, после 3-го пальца подкладывается 1палец. Пособие способствует одновременному решению 6 задач. Формируется аппликатурная дисциплина, штриховая культура, фразировочная дисциплина, интонационные навыки, заинтересованность, лёгкость восприятия, организованный метроритм. Параллельно приобретается образный опыт, создающий определённую копилку звуковых приёмов. Каждый ребёнок вместо имени Маша вставляет своё имя и перемещается в сказку, как её главный персонаж. Он учится воплощать свои шаги и шаги животных, их повадки в звуковых градациях на инструменте.
Так с каждым шагом обогащается внутри — слуховая сфера музыканта-исполнителя. Конечно это длинный и сложный путь от простых элементарных форм слуховых представлений до творческих проявлений-воображения.
4. Упражнение с задержанными звуками (со «станком») развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные межкостные мышцы. Опираясь на задержанный звук, ученик должны свободно открывать и «захлопывать пальцы, берущие восьмушки (но без «шлёпающего» призвука и без нажима). Ладонь как бы сгибается посередине, пальцы «открываются» и «закрываются» все вместе.
5. Постепенное увеличение гаммаобразной линии на один звук, (до заполнения всей октавы) сначала в восходящем, потом в нисходящем движении. На последнем звуке чуть-чуть «внедряться» в клавиатуру.
6.Непрерывное движение отрезками гаммы триолями (до-ре-ми, ре-ми-фа и. т. д.)
Правая рука играет вверх на октаву и обратно. Левая рука от «до» вниз на октаву и обратно той же аппликатурой.
Таким же образом играется гамма секвенциями по четыре и по пять звуков (соответственно 1-2-3-4, 2-3-4-5 и 1-2-3-4-5 пальцами)
7. Пятипальцевые последования по полутонам. Играется на широкой ладони с небольшими поворотами кисти в сторону пятого пальца. Кончики пальцев держатся близко друг к другу, ладонь остается широким.
Этюды
Работа над этюдами или виртуозными пьесами протекает в несколько этапах. 1-й это внимательное изучение текста. Определение видов техники, встречающихся в этих пьесах или определённый вид техники, разрабатывающийся данном тексте. Затем намечаются эффективные пути освоения технических структур. Пьесы играются медленно и внимательно, наблюдая за ощущением правильных и удобных для рук движений. После усвоения — игра по частям (фразам, предложениям и более длинным построениям) с ускорением темпа до предельного и возвращением к медленному. Далее игра в доступном для каждого учащегося темпе целиком. Развить умение находить и выделять существенные грани и признаки музыкального образа в технических пьесах, и управлять его трансформацией дальнейшая главная задача. Например, этюд или пьеса включает разработку гаммаобразных последовательностей. В зависимости от динамической оснащенности, тонального освещения, фразировочной артикуляции выбирается образ и способ воспроизведения — легко или тяжеловесно, стремительно или оживлённо, весело или задорно, связно или расчленённо. С учениками необходимо вести беседу о том, с каким явлением природы или повадками животных ассоциируются у них технические построения. Например, с дуновением ветра или стремительным движением поезда, с бегом лисички «в меховых тапочках» или прыжками зайчика и т. д. и после этого выбирать точный способ прикосновения к клавишам. Обоснованные принципы организации движений рук учащихся, применяемые в повседневной работе, осознанное стремление к художественному результату, приводят к формированию у них естественной пианистической техники. Всё обучение учащихся направлено на реализацию педагогической установки: «Техника должна с самого начала идти рука об руку с подлинным музыкальным развитием».
Используемая литература:
1. Е. Либерман. Работа над фортепианной техникой
2. Е. М. Тимакин. Развитие техники
3. М. Крюкова. Ступени формирования естественной рациональной техники уч-ся.
- 19915 просмотров