Широкая Масленица. Создание образа праздника проводов зимы
Учитель: Станкевич Елена Григорьевна, МОУ — СОШ 7 города Белгорода
Цели:
- Способствовать вхождению учащихся в традиционную культуру своего народа.
- Создавать условия для эстетического восприятия ими красоты народного праздника Масленицы как одного из явлений праздничной народной культуры.
- Развивать у учащихся наблюдательность. На примерах произведений искусства расширять представления детей об особенностях проводов зимы.
- Совершенствовать условия для овладения детьми приёмами работы с соломкой.
Оборудование:
- Репродукция картины «Масленица»
Б. М. Кустодиева , - Грамзапись А.Вивальди из цикла времена года (Весна).
- Образец изделия
- Высказывание св. Феофана Затворника
- Карточки по технике безопасности
- Карточки по рефлексии
- Выставка изделий декоративно — прикладного искусства
Для детей:
- Соломка
- Нитки
- Бисер
- Клей
- Ножницы
- Линейка
- Кусочки ткани
- Цветные карандаши
Ход урока
1. Организационный момент.
— Дети, сегодня у нас интегрированный урок художественного труда и православной культуры. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне. Тихонько садитесь.
2. Введение в тему урока.
-
Светлеют с каждым днём и молодеют сосны.
Чернеет лес, синеет мягче даль, —
Сдаётся, наконец, сырым ветрам февраль,
И пожелтел в лощинах снег наносный.
(И.Бунин)
— О каком месяце говорит Иван Алексеевич Бунин в своём стихотворении?
— К какому времени года он относится?
— А знаете ли вы как по — другому называют этот месяц?
— Давайте послушаем.
Последний месяц зимы — «сечень». Такое название он получил в глубокой древности, так как отсекал год — был последним в семье зимних месяцев. Из — за частых, продувающих насквозь метелей и вьюг, величали в Древней Руси его «ветродуем» и «лютнем». Было и ласковое прозвище у этого сурового месяца — «бокогрей», потому что во второй половине месяца начинало пригревать солнце. Ещё называли февраль «межень» — межа между зимой и весной.
— В феврале зима с весной встретятся впервой.
— Ребята, как вы понимаете эту пословицу?
— Как называется праздник, который возвещает об окончании зимы и начале весны?
(Масленица)
4. Работа над новым материалом
— Ребята, вы дома должны были подготовить сообщения о Масленице. 1)Сообщения о Масленице.
— Масленица, кто не знает этот самый задорный, разгульный и поистине всеобщий праздник, такой весёлый и радостный. Это древнеязыческий праздник с 16 века, он узаконен церковью, как христианский. Народ отмечает Масленицу шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями. Главное место в Масленице играли — блины (символ солнца, а солнце — это тепло, свет, радость, добро, урожай)
— Готовились к Масленице заблаговременно. Хозяйки убирали избы, чистили, мыли домашнюю утварь. Украшали жилища праздничными домоткаными дорожками, рушниками, скатертями. Готовили впрок масло, сметану, сыр, мясо, чтобы достойно встретить праздник.
— Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта в течение 7 дней, в преддверии Великого поста, который длится 7 недель до Пасхи.
Масляничная неделя буквально переполнена праздничными датами. Каждый день Масленицы имеет своё название.
(Выходят дети в народных костюмах)
Понедельник — «Встреча» (прикрепляем заголовки)
-
Едет Масленица дорогая
Наша гостюшка годовая
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных
— Не житьё, а масленица.
В этот день устраивали горы, качели, столы со сладкими яствами. Дети делали соломенную куклу Масленицу и наряжали её.
Вторник — «Заигрыши»
-
Масленица — кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, блином
И румяным пирогом!
С утра молодцы и девицы катались с гор, ели блины, проводили игры, ходили по улицам ряженые.
Среда — «Лакомка»
Тещи приглашали своих зятьёв и угощали блинами, а для забавы любимого зятя созывали всех своих родных.
Четверг — «Задул — разгул, Разгуляй»
В широкий четверг начинается масленый разгул (катание по улицам на санях, пение песен, в которых славили Масленицу, устраивали кулачные бои — обрядовые действия, символизирующие борьбу весны с зимой).
Пятница — «Тёщины вечёрки»
Зятья лично с вечера приглашали своих тёщ и угощали их блинами. А потом по утру приглашали званых гостей. Чем больше бывало званых, тем тёще больше оказывалось почести.
Суббота — «Золовкины посиделки»
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Она дарила сестрам мужа подарки — пряники и мыло.
Воскресенье — «Прощёный день»
Веселились в этот день, пока не зазвонят колокола к вечерне. С первым ударом колокола веселье прекращалось. Все шли в церковь. После службы просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей, чтобы очистить душу в преддверии Великого поста. Не совершить этого обряда — значит жить целый год в ненависти и злобе.
Учитель:
— Ребята, как вы думаете, за что надо просить прощение?
Очень важно научиться не только просить прощение, но и прощать.
(зачитать)
«Какой простой и подручный способ спасения! Прощёный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы, как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы, „райские общества“ и земля сливалась бы с небом» (св. Феофан Затворник).
— В последний день масленичной недели обычно чучело Масленицы, разорвав в клочья, зарывали в снег или сжигали, приговаривая:
- — Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы птички пели, травки зеленели
Небеса синели и колосья зрели
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Вот так заканчивалась шумная масленичная неделя.
— В этом году масленичная неделя продлится с 23 февраля по 1 марта. А что вы ещё знаете о Масленице?
1.Ученик:
— А я знаю, что в Шотландии на Масленицу пекли «простые лепёшки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе.
В выпечке блинов принимают участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льёт на нее тесто, третий переворачивает блин…
2. Ученик: А я читал о том, что в одном английском городе уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11ч.45 мин. раздаётся звон «блинного колокола». Каждая женщина бежит с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно не менее трёх раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок на год и получает в награду поцелуй звонаря.
Учитель:
— Молодцы, ребята.
— А как вы думаете, какое изделие мы будем изготавливать на уроке? (Чучело Масленицы.)
Когда мастер приступает к работе, превращая материалы в изделия, он выполняет технологические операции в определённом порядке. Давайте повторим эти операции. Мы сегодня их тоже будем использовать:
- Определить замысел (будем делать чучело Масленицы).
- Выбрать материалы, инструменты:
Нам понадобятся: кусочки ткани, соломка, ножницы, бисер, клей, линейка, цветные карандаши. Приготовим рабочее место. - Продумать конструкцию изделия.
- Изготовление изделия
- Наметить композицию отделки изделия.
— Работать вы будете в группах. Займите свои места.
Физкультминутка
— А сейчас проведём физкультминутку:
- Солнце спит, небо спит, (Голову кладут на руки)
Даже ветер не шумит,
Рано утром солнце встало, (Встают
Всем лучи свои послало. (Руки поднимают вверх, пальцы растопырены)
Вдруг повеял ветерок, (Волнообразные движения руками)
Небо тучей заволок (Круговые движения руками)
И деревья раскачал, (Движения руками над головой)
Град по крышам застучал.
Барабанит град по крышам (Стучат по крышке стола пальцами)
Солнце клонится всё ниже,
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик.
(Исходное положение)
— Перед вами лежит карточка, на которой показан процесс изготовления чучела. Это ваш помощник.
Ваша задача: изготовить чучело Масленицы, нарядить и представить его.
2. Инструктаж по технике безопасности.
— Перед тем, как приступить к работе, давайте вспомним правила техники безопасности.
1. Не держи ножницы лезвиями вверх
2. Не оставляй ножницы с открытыми лезвиями
3. Передавайте товарищу закрытые ножницы кольцами вперёд.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Итог урока
1)Представление выполненных работ.
— Давайте, ребята, посмотрим на вашу работу. Каждая группа представит своё изделие. Начнём с первой группы.
Например,
1. Дорогая наша гостья Масленица, Ты белая, да румяная!
2. Коса длинная, трёхаршинная! Брови чёрные, наведённые!
3. Масленица — блиноедка, Масленица — жироедка.
4. Масленица — обируха, Масленица — обмануха!
2) А сейчас, дети, оцените свою работу (у каждой группы карточка (слева), на доске прикреплена правая карточка с показом оценки работы в цвете)
- Аккуратность О замечательно (красн.)
- Законченность О хорошо (зелен.)
- Самостоятельность О получилось, но не всё
- Творчество (синий)
— Вы оценили свои работы. Хотелось бы и мне высказать своё мнение. Ваши работы прекрасны, так как это проявление вашей фантазии, творчества.
3)Рефлексия
Подводя итог нашему занятию, я бы хотела услышать ваше мнение об уроке. Но вы выскажите его в рисунке. Перед вами солнышко, которое заглянуло в наши окна, но у него нет лучиков, нарисуйте свой лучик. (на доске показана расшифровка каждого цвета лучиков)
- побольше таких дел (красный цвет)
- понравилось, но не всё (зеленый цвет)
- напрасно потратил время (синий цвет)
— И в заключение урока исполним песню.
4) Исполнение песни: «Перед весной»
- Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Люли, люли, проходит.(2раза)
Снег и холод прочь уводит,
Весну красную приводит.
Люли, люли, приводит.(2раза)
Прощай, саночки, конёчки,
Наши зимние дружочки.
Люли, люли, дружочки.(2раза)
Прощай, зимушка — старушка,
Ты, седая холодушка.
Люли, люли, холодушка. (2 раза)
Используемая литература:
- «Школа. Воспитание. Духовность».
О. Е. Кучерова ,С. И. Тарасова , Белгород, 2006 г. - «Учебно — воспитательные занятия в группе продленного дня»,
Н. А. Касаткина , Волгоград.
- 15213 просмотров