Тема занятия: «Распознавание минеральных удобрений»
Баев Сергей Иванович, учитель сельхоз. труда, «Ломоносовская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с ограниченными возможностями» с. Ломоносовка, район им. Г. Мусрепова СКО |
Цели занятия:
Образовательные:
1. Уточнить понятие «минеральные удобрения»
2. Ознакомить учеников с приемами распознавания минеральных удобрений
3. Учить умению правильно распознавать виды минеральных удобрений
Коррекционно-развивающие:
1. Формирование понятия «распознавание минеральных удобрений» как неотъемлемой части ведения сельскохозяйственного производства, развитие внимания, мышления, наблюдательности, активности
Коррекционно-воспитательные:
1. Развитие навыка самостоятельной работы, культуры поведения, аккуратности в ведении записей
Тип урока: Лабораторная работа
Оборудование: вода, древесный уголь, сода, толченый мел, чайные ложки, стаканы, образцы азотных, калийных и фосфорных удобрений
Ход занятия:
1. Организационный момент: психологический настрой
Добрый день!
Сели ровно, оглянулись
Друг другу улыбнулись
И в работу окунулись.
Проверка наличия у учеников формы, учебных принадлежностей. Назначение дежурного, отметка отсутствующих.
2. Мотивация урока
Даю «установку». Развивать и тренировать трудовое зрение, применяя все теоретические знания на практике.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает,
Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает.
3. Актуализация опорных знаний
— Какие бывают минеральные удобрения?
— Почему минеральные удобрения называют азотными, фосфорными, калийными или комплексными?
— Какие вы знаете фосфорные и калийные удобрения?
Провести словарную работу добиваясь безошибочного произношения названий.
Упражнения
Выполнить упражнение по распознаванию удобрений путем сравнивания их с коллекционными образцами.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали —
Это деревья в лесу.
Руки опустили, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они сели, тоже покажем —
Руки мы сложим — вот так.
Ход работы:
Для каждого ученика подбираются образцы двух видов азотных удобрений и по одному виду калийных и фосфорных. Гранулированный суперфосфат предварительно растирается в порошок. Ученики рассматривают образцы этих удобрений и по таблице для распознавания основных минеральных удобрений определяют цвет образцов, после чего результат записывают в тетрадь (черновик). Результаты, полученные каждым учеником, проверяются коллективно, если находятся ошибки, то указываю способы их исправления.
Каждый ученик в стакан с чистой водой насыпает чайную ложку удобрения, хорошо размешивает и наблюдает, как быстро оно растворится. Если после 2-3 минут размешивания все удобрение растворится, записываем в тетради: «В воде быстро растворяется».
Если удобрение через 5-6 минут размешивания растворится в воде, записать «Растворяется в воде». Если после 5-6 минут размешивания не все удобрение растворится, записать: «Частично растворяется в воде». Результаты, полученные каждым учеником, проверяем коллективно, если находим ошибки, то исправляем их.
Далее для распознавания этих удобрений каждый ученик на горящие угли всыпать щепотку удобрений. Если образуется белый дым, то значит, это сульфат аммония; если удобрения сгорает со вспышкой желтого пламени — аммиачная селитра.
Результаты записать в тетради (черновик).
Физкультминутка:
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянулись,
(Руки вверх потянулись)
Руки вытянуть пошире
(Руки в стороны).
Раз, два, три, четыре
(Наклоны туловища).
И на месте поскакать
(Прыжки на месте).
На носок, потом на пятку
Все мы делаем зарядку.
4.Продолжаем опыты по распознаванию основных минеральных удобрений.
Каждый ученик в свой стакан насыпает ложку удобрения, добавляет воды, хорошо перемешивает и всыпает пол-ложки толчёного мела. Если раствор шипит и пенится, значит, это суперфосфат. Результат записывается в тетради (черновик).
5.В следующем опыте ученики бросают щепотку удобрений на горящие угли. Если удобрение трещит, но не горит — это калийная коль или хлористый калий. Результат записать в тетради (черновик). При проведении 3,4,5 опытов нужно соблюдать особую осторожность.
Кроме того при проведении этих опытов должны быть повторения, т.к. сразу уяснить признаки не всегда удается.
Индивидуальная работа.
В соответствии с типологическими особенностями, беседую с подопечными, консультирую их, помогаю преодолевать возникающие трудности.
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Каждый ученик, сверяясь с таблицей для распознавания основных минеральных удобрений аккуратно с черновика переносит записи в рабочие тетради.
С моей помощью применяя принцип «Микрофон» ученики по очереди дают ответ на один из вопросов.
- На занятии я работал активно/пассивно
- Своей работой на уроке я доволен / не доволен
- Занятие для меня показалось коротким/ длинным
- За время занятия я не устал / устал
- Мое настроение стало лучше / стало хуже
- Материал урока мне был полезен / бесполезен, интересен / скучен
Далее нужно убрать свои рабочие места, сдать оставшееся оборудование. Провожу совместное обсуждение проделанной работы, разбираю допущенные ошибки и даю оценку работы каждого ученика.
Приложение
Таблица для распознавания основных минеральных удобрений
Название удобрения |
Цвет |
Растворимость в воде |
Дополнительные признаки |
Аммиачная селитра |
Белый |
Быстро растворяется в воде |
|
Сульфат аммония |
Белый, синеватый или розовый |
Растворяется в воде |
|
Суперфосфат |
Светло–серый |
Частично растворяется в воде |
При размешивании с водой и с мелом дает пену и шипит |
Хлористый калий |
Белый или розоватый |
Растворяется в воде |
На раскаленных углях потрескивает, плавится, но не горит |
- 11911 просмотров