Урок для учащихся старших классов «Образ Я»
Марцинкевич Татьяна Валерьевна, психолог, КГУ «Ильичевская средняя школа, СКО, Тайыншинский район, с. Ильич |
Цель: Расширить представление о личностных качествах человека. Развить осознанное отношение к собственным личностным качествам в процессе познания своего «Я».
Ход урока:
Тренинг: «Знакомство»
Учащиеся становятся в круг, называют свое имя, дату рождения и свое личностное качество. После этого все хором произносят: «Ах, какой ты молодец!» Каждому ученику раздаются, заранее изготовленные листья с определенного дерева с датой рождения.
Психолог проводит беседу о личности
Понятие «личность» (по латыни — персона) идет от глубокой древности. Этим словом сначала называли маску, которую надевал актер во время представления, затем самого актера, играющего определенную роль. Употребляя этот термин в настоящее время, мы обычно имеем в виду данного конкретного человека и вместе с тем подчеркиваем его социальную сущность, те черты и качества, которые сформировались в ходе его жизни деятельности в человеческом обществе.
Личность — это человек, активно познающий не только окружающий, но и свой внутренний мир; он имеет более или менее объективное представление о самом себе («образ Я»), о своих достоинствах и недостатках, индивидуальных особенностях. Для такого человека характерны наличие жизненной перспективы, нравственных идеалов, которые воплощают в себе отдаленную цель стремлений. Особо необходимо сказать о личностных качествах как личностном образовании их роли в процессе формирования личности.
Представим себе современную личность руководителя большого коллектива, крупного инженера, ученого, менеджера
Характер каждого такого человека своеобразен. Один вспыльчив и импульсивен, другой сдержан и невозмутим; один решителен и может мгновенно принять любое решение, другой всесторонне взвешивает каждый возможный вариант.
Разные люди, с разным отношением к себе и окружающим. Но они добились своей цели, благодаря своим способностям и личностным качествам.
Не каждый человек, обладающий теми или иными сильными личностными качествами, может справиться со своими эмоциями. В нашей жизни часто бывают такие ситуации, когда нужна
А ведь такое дерево любит человека, всегда встречает его с радостью, подпитывает его энергией и помогает во всем.
Тренинг: «Звуки природы»
Учащиеся сидят, закрыв глаза, звучит спокойная мелодия. Сквозь звуки мелодии слышен шорох листвы, пение птиц.
Учащиеся должны представить себе свое дерево, мысленно прислониться к нему и почувствовать прилив сил. Медленно открыть глаза, зарядившись энергией от своего дерева.
Психолог предлагает учащимся нарисовать свое дерево, а на листьях написать те качества, которыми они обладают.
После того, как работа будет завершена, психолог знакомит учащихся с таблицей, где каждому определенному дереву соответствуют качества, характеризующие человека.
Яблоня 23.12. – 01.01. 25.06. – 04.07. |
Желанный, привлекательный, верный, бескорыстный, но необязательный человек. |
Пихта 02.01. – 11.01. 05.07. – 25.07. |
Гордый, серьезный, уверенный, решительный человек. |
Вяз 12.01. – 24.01. 05.07. – 04.08. |
Искренний, не честолюбивый, сильно переживающий разочарования человек. |
Кипарис 25.01. – 03.02. 26.07. – 04.08. |
Открытый, сильный, счастливый, общительный человек. |
Тополь 04.02. – 08.02. 05.08. – 13.08. |
Смелый, гордый, принципиальный, уверенный человек. |
Картас Южный 09.02. – 18.02. 14.08. – 23.08. |
Гордый, прямолинейный оптимист, уверенный, решительный человек. |
Сосна 19.02. – 29.02. 24.08. – 02.09. |
Стремительный, целеустремленный, решительный человек. |
Ива 01.03. -10.03. 03.09. – 12.09. |
Скромный, неуверенный, не всегда решительный, красивый человек.
|
Липа 11.03. – 20.03. 13.09. – 22.09. |
Общительный, очаровательный, уверенный человек. |
Дуб 21.03. |
Могучий, солидный, независимый, неуступчивый человек. |
Олива 23.09. |
Терпеливый, отзывчивый, уважаемый человек. |
Лесной орех 22.03. – 31.03. 24.09. – 03.10. |
Незаметный, непредсказуемый, умный, искусный как в добрых делах, так и в злых делах человек. |
Рябина 01.04. – 10.04. 04.10. – 13.10. |
Умный, предусмотрительный, дружелюбный человек. |
Клен 11.04. – 20.04. 14.10. – 13.10.
|
Творческий, самостоятельный, общительный человек. |
Грецкий орех 21.04. – 30.04. 24.10. – 02.11. |
Верный, щедрый, эгоистичен, враждебный человек. |
Жасмин 01.05. – 14.05. 03.11. – 11.11. |
Корректный, невозмутимый, независимый человек. |
Каштан 15.05. – 24.05. 12.11. – 21.11. |
Красивый, сильный, мечтательный, уверенный человек. |
Ясень 25.05. – 03.06. 22.11. – 01.12. |
Сильный, красивый, удачливый, но капризный, эгоистичный человек. |
Граб 04.06. – 11.12. 02.12. -11.12. |
Ответственный, привлекательный, удачливый, дружелюбный человек. |
Смаковница 14.06. – 23.06. 12.12. – 20.12. |
Впечатлительный, немного нервный, уступчивый человек. |
Береза 14.06.
|
Деликатный, скромный, интеллигентный человек. |
Бук 21.12. – 22.12.
|
Успешный, деятельный, открытый человек. |
(Таблицу разместить на 1 страницу).
Нашли «свое» дерево? Если да, то отыскать или посадить его и немного поухаживать за ним, а уж оно за заботу наполнит вас силой, мудростью и здоровьем.
В конце урока проводится игра: «Пожелания».
Учащиеся становятся в круг. Каждый ученик, прикоснувшись рукой к соседу, высказывает ему свои пожелания.
Использованная литература:
1.Чудновский В. Э. «Педагогика и психология» - 1986.
- 6351 просмотр