Урок истории: «Казахско-калмыцкие отношения»
Дмухайло Галина Владимировна учитель истории и обществознания, первая категория вышего уровня, КГУ «Дубровинская СШ им. |
8 класс
Цель: Формирование знаний учащихся о взаимоотношений между казахами и калмыками.
Задачи:
1) расширить знания учащихся об историческом значении взаимоотношений между казахами и калмыками в развитии государств и народов; объяснить влияние взаимоотношений на
2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации.
3) воспитывать чувство толерантности, уважение к истории Родины, развивать творческий интеллект.
Тип урока: изучение и систематизация нового материала.
Методы: проблемный,
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, учебник 8 класса, атлас карт по истории Казахстана, контурные карты, технокарты, оценочный лист.
Ход урока:
I. Мотивационно-побудительный момент:
Здравствуйте! Закройте глаза и представьте, что у вас на ладони свеча горит.
II. Формулирование темы и цели
Вступительное слово учителя. На
— Объявление темы урока (слайд № 1)
— Класс делится на группы: 1) информационную 2) оптимизм и позитив (+), 3) негативизм (-) , 4) возможности, альтернативы и новые идеи.
Цель урока (для учащихся): раскрыть роль и историческое значение
Проблемное задание: «Какое значение имеет изучение отношений между казахами и калмыками в наши дни?» (слайд № 3)
III. Систематизация и повторение нового материала:
1. — Усиление Калмыцкого ханства в низовьях Волги.(слайд № 4,5,6,7,8,9) В началеXVII века начались внутренние усобицы в ойратском союзе, который состоял из торгоутов, хошоутов. Причина нехватка пастбищных угодий. В 1628 году торгоуты ушли через казахские степи на запад к верховьям Тобола и Урала и достигли Волги. Их стали называть волжскими калмыками. Могущества достигли при правлении хана Аюки. Правитель волжских калмыков получил от далай- ламы ханский титул и печать.
Калмыцкое государство:
- имело вооружённую и боеспособную армию;
- служило защитой южных рубежей России от кочевников;
- участвовали в завоевательных походах Российской империи;
- проводили политику изгнания башкир с родных земель;
- совершали набеги на Дагестан и Кабарду;
- принимали участие в качестве российской нерегулярной конницы в войнах против Крымского ханства, Османской империи и Франции;
- совершали набеги на кубанцев, каракалпаков, туркмен и казахов;
- участвовали в подавлении крестьянских и казачьих волнений, стрелецких бунтов.
В награду Аюку от Петра I была подарена сабля.
2. Работа по группам.
А) Технокарта № 1. Особенности формирования казахско- калмыцких взаимоотношений.
Особенности формирования казахско-калмыцких отношений |
Действия Абулхаира |
Действия России |
|
|
|
Технокарта № 2. Участие казахов в «Шанды жорык» (Пыльном походе 1771 г.)
Причины участия в походе «Шанды жорык» |
Кто возглавил, кто участвовал |
Дата участия
|
Действия казахов |
Действия калмыков |
Действие России |
|
|
|
|
|
|
Технокарта № 3. Историческое значение победы казахов над калмыками
Историческое значение |
Имена отличившихся |
|
|
2. «
Пока звучит музыка и ученики выполняют упражнения они делятся на пары.
Аюки, Абулхаир, Абылай, Жанибек, Ильчибек, Байгозы, Уйсунбай.
Ученики парами садятся за парты.
4. Вставь пропущенные слова (слайд № 11–12):
1. В начале__________________Абулхаир во главе____________войска казахов и ______________совершил военный поход против _____________________________.
2. В январе_______года калмыки общей численностью в _________________человек сделали попытку откочевать в _____________________пределы.
3. Крупное сражение казахов с калмыами состоялось на берегу_______________. Другое такое сражение произошло на побережьи озера ____________.
Казахское ополчение численностью в ____________человек возглавляемое _____________
______________ обессилевших калмыков.
4. Навсегда в памяти народа остались имена батыров, это _______________, ____________,
___________, __________________, ____________________.
IV. Закрепление: Проверь себя «Да-нет». (слайд № 13)
1. Могущество калмыцкое ханство достигло при правлении хана Аюки.
2. Калмыки совершали набеги на Китай.
3. Все волжские калмыки откочевали в Китай.
4. Крупное сражение казахов с калмыками состоялось на берегу р. Эмба.
5. Абылай хан возглавлял ополчение.
6. Казахское ополчение потерпело поражение.
7. «Шанды жорык» — «Трудный поход».
8. Уйсунбай батыр — калмык.
9. Более 100 лет продолжалась борьба казахского народа с джунгарами и родственными им волжскими калмыками.
10. Калмыки образовали своё государство.
Итог урока подводят учащиеся. (слайд № 14)
Вывод: Сражение казахов с волжскими калмыками во время «Шанды жорык» имело важное историческое значение. Казахское население теперь навсегда было избавленно от их постоянных набегов. Появилась надежда на возвращение Младшего жуза на исконные кочевья, расположенные в Волжско- Жайыкском районе. Закончилась более чем 100- летняя война степняков с джунгарами и родственными им волжскими калмыками. О стороны казахов были проявлены стойкость, мужество и массовый героизм. В то же время эта война показала, что вражда между народами не принесёт никому лучшей доли.
Ответ учащихся на проблемное задание: слайд № 3
Хотя много веков воевали казахи и калмыки, но
V. Рефлексия: слайд № 15
На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание.
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. я понял, что…
VI. Заполнение оценочных листов
VII. Домашнее задание (слайд № 16)
1) пар.7
2) работа с картой: проложить путь возвращения.
3) написать эссе на тему «Шанды жорык»
- 12496 просмотров