9 Республиканский творческий конкурс «Моя Родина — Казахстан» для детей, педагогов и воспитателей Республики Казахстан

 

Урок истории: «Казахско-калмыцкие отношения»

Восьмой международный творческий конкурс «Золотая осень» для детей, педагогов и воспитателей

 

 

Дмухайло Галина Владимировна учитель истории и обществознания, первая категория вышего уровня, КГУ «Дубровинская СШ им. С. Г. Гуденко» СКО, Мамлютский район, село Дубровное

Дмухайло Галина Владимировна

8 класс

Цель: Формирование знаний учащихся о взаимоотношений между казахами и калмыками.

Задачи:

1) расширить знания учащихся об историческом значении взаимоотношений между казахами и калмыками в развитии государств и народов; объяснить влияние взаимоотношений на социально-экономическое положение Казахстана, на складывание культурных, религиозных и международных отношений;
2) развивать творческую активность учащихся, аналитические способности; формировать умение работать с учебником и дополнительными источниками информации.
3) воспитывать чувство толерантности, уважение к истории Родины, развивать творческий интеллект.

Тип урока: изучение и систематизация нового материала.

Методы: проблемный, частично-поисковый, интерактивный.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, слайдовая презентация, учебник 8 класса, атлас карт по истории Казахстана, контурные карты, технокарты, оценочный лист.

Ход урока:

I. Мотивационно-побудительный момент:

Здравствуйте! Закройте глаза и представьте, что у вас на ладони свеча горит. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох свечу задуваем, глаза открываем. Садитесь.

II. Формулирование темы и цели

Вступительное слово учителя. На северо-западе земель Младшего жуза находилось государство — Калмыцкое ханство. Калмыки переселились сюда из далёкой Джунгарии. (Работа с картой)

— Объявление темы урока (слайд № 1)

— Класс делится на группы: 1) информационную 2) оптимизм и позитив (+), 3) негативизм (-) , 4) возможности, альтернативы и новые идеи.

Цель урока (для учащихся): раскрыть роль и историческое значение Казахско-калмыцких отношений. (слайд № 2)

Проблемное задание: «Какое значение имеет изучение отношений между казахами и калмыками в наши дни?» (слайд № 3)

III. Систематизация и повторение нового материала:

1. — Усиление Калмыцкого ханства в низовьях Волги.(слайд № 4,5,6,7,8,9) В началеXVII века начались внутренние усобицы в ойратском союзе, который состоял из торгоутов, хошоутов. Причина нехватка пастбищных угодий. В 1628 году торгоуты ушли через казахские степи на запад к верховьям Тобола и Урала и достигли Волги. Их стали называть волжскими калмыками. Могущества достигли при правлении хана Аюки. Правитель волжских калмыков получил от далай- ламы ханский титул и печать.

Калмыцкое государство:

  •  имело вооружённую и боеспособную армию;
  •  служило защитой южных рубежей России от кочевников;
  •  участвовали в завоевательных походах Российской империи;
  •  проводили политику изгнания башкир с родных земель;
  •  совершали набеги на Дагестан и Кабарду;
  •  принимали участие в качестве российской нерегулярной конницы в войнах против Крымского ханства, Османской империи и Франции;
  •  совершали набеги на кубанцев, каракалпаков, туркмен и казахов;
  •  участвовали в подавлении крестьянских и казачьих волнений, стрелецких бунтов.

В награду Аюку от Петра I была подарена сабля.

2. Работа по группам.

А) Технокарта № 1. Особенности формирования казахско- калмыцких взаимоотношений.

Особенности формирования казахско-калмыцких отношений

Действия Абулхаира

Действия России

 

 

 

Технокарта № 2. Участие казахов в «Шанды жорык» (Пыльном походе 1771 г.)

Причины участия в походе «Шанды жорык»

Кто возглавил,

кто участвовал

Дата

 участия

 

Действия казахов

Действия калмыков

Действие России

 

 

 

 

 

 

Технокарта № 3. Историческое значение победы казахов над калмыками

Историческое значение

Имена отличившихся

 

 

2. «Ура-физминутка!» — музыкальная пауза: слайд № 10

Пока звучит музыка и ученики выполняют упражнения они делятся на пары.
Аюки, Абулхаир, Абылай, Жанибек, Ильчибек, Байгозы, Уйсунбай.
Ученики парами садятся за парты.

4. Вставь пропущенные слова (слайд № 11–12):

1. В начале__________________Абулхаир во главе____________войска казахов и ______________совершил военный поход против _____________________________.
2. В январе_______года калмыки общей численностью в _________________человек сделали попытку откочевать в _____________________пределы.
3. Крупное сражение казахов с калмыами состоялось на берегу_______________. Другое такое сражение произошло на побережьи озера ____________.
Казахское ополчение численностью в ____________человек возглавляемое _____________
______________ обессилевших калмыков.
4. Навсегда в памяти народа остались имена батыров, это _______________, ____________,
___________, __________________, ____________________.

IV. Закрепление: Проверь себя «Да-нет». (слайд № 13)

1. Могущество калмыцкое ханство достигло при правлении хана Аюки.
2. Калмыки совершали набеги на Китай.
3. Все волжские калмыки откочевали в Китай.
4. Крупное сражение казахов с калмыками состоялось на берегу р. Эмба.
5. Абылай хан возглавлял ополчение.
6. Казахское ополчение потерпело поражение.
7. «Шанды жорык» — «Трудный поход».
8. Уйсунбай батыр — калмык.
9. Более 100 лет продолжалась борьба казахского народа с джунгарами и родственными им волжскими калмыками.
10. Калмыки образовали своё государство.

Итог урока подводят учащиеся. (слайд № 14)

Вывод: Сражение казахов с волжскими калмыками во время «Шанды жорык» имело важное историческое значение. Казахское население теперь навсегда было избавленно от их постоянных набегов. Появилась надежда на возвращение Младшего жуза на исконные кочевья, расположенные в Волжско- Жайыкском районе. Закончилась более чем 100- летняя война степняков с джунгарами и родственными им волжскими калмыками. О стороны казахов были проявлены стойкость, мужество и массовый героизм. В то же время эта война показала, что вражда между народами не принесёт никому лучшей доли.

Ответ учащихся на проблемное задание: слайд № 3

Хотя много веков воевали казахи и калмыки, но всё-таки у них много общего. Хозяйство, быт, жилище, обычаи, традиции. Для развития своего народа, необходима мирная обстановка и дружеские отношения соседей.

V. Рефлексия: слайд № 15

На доске вывешивается плакат, ученики по очереди продолжают высказывание.

1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. я понял, что…

VI. Заполнение оценочных листов

VII. Домашнее задание (слайд № 16)

1) пар.7
2) работа с картой: проложить путь возвращения.
3) написать эссе на тему «Шанды жорык»

Категория: