Урок на тему «Работа над музыкальным произведением»
Лобкова Лидия Валерьевна |
Открытый урок с ученицей 4 класса по специальности фортепиано Досмамбетовой Камилой преподавателя Лобковой Л. В. на тему «Работа над музыкальным произведением»
Цель: Освоить основные ступени формирования навыков работы над музыкальным произведением.
Задачи:
Образовательные:
— закрепить и усовершенствовать навыки и умения играть эмоционально образно со слуховым контролем;
— обеспечить поиск исполнительских приёмов для передачи музыкального образа;
— способствовать расширению музыкального кругозора.
Развивающие:
Развить:
— слуховой контроль над внутренней культурой, артистизмом исполнения;
— музыкальную эрудицию, влияющую на чувство меры в агогике, эмоциях, вкусе.
— углубленное восприятие и передачу настроения музыкального произведения;
— познавательную деятельность, креативное мышление, аналитическое мышление.
Воспитательные:
Воспитать:
— любовь к музыке, эстетический вкус;
— усидчивость, собранность, внимание;
— готовность к труду, дисциплинированность.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа.
Форма урока: индивидуальный
Методы: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию, исследовательский, интернет возможности.
Здоровьесберегающие технологии: — развитие мышц пальцев, кисти, предплечья, плеча; — чередование различных видов деятельности; — рациональная организация урока.
Оборудование: ноты, фортепиано, гаджеты.
Ожидаемые результаты: приобретение способностей уметь анализировать и синтезировать музыкальный текст, выделить в нём характерные выразительные элементы, грамотно и эмоционально исполнять пьесу.
Программа урока:
1.Вступительное слово преподавателя, эмоциональный настрой. Ознакомление с темой урока.
2. Введение в тему. Беседа о создателях произведения — Абай Кунанбаев, Фикрет Амиров. О жанре произведения и его содержании, о средствах музыкальной выразительности.
3. Абай — Амиров. Айттым салем Каламкас (Углубленная работа)
4. Шейко «Мгновение».
5. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход урока:
Преподаватель: Сегодня мы продолжаем работу над музыкальным произведением «Айттым салем Каламкас». И в первую очередь, я хочу задать вопрос ученице об авторах этого произведения. Кто они и в какую эпоху жили, О жанре произведения и его содержании, о средствах музыкальной выразительности.
Ученица: Абай Кунанбаев — казахский поэт, музыкант, народный просветитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик. Его историческое значение велико для казахской нации, выдающиеся труды почитаются и современниками. Он ввел в казахскую литературу новые рифмы, размеры стихотворений, а также создал несколько десятков мелодий, которые сохранили свою популярность и по сей день. Пример тому песня «Айттым салем Каламкас». Это одно из самых популярных произведений литературы. В стихотворении поэт соединяет молодость, красоту и любовь, раскрывая внутренние чувства двух любящих друг друга молодых людей.
Шлю поклон свой, Каламкас
Взор туманит влага глаз...
Лишь тобою очарован
Сердца пламень не угас.
Совершенна без прикрас
Словно жемчуг и алмаз
Кто сравнится красотою
С чернобровой Каламкас!
Песня постепенно вызывает ощущение тепла и удовольствия в душе и теле.
Преподаватель: Произведение, над которым мы сегодня будем работать, для фортепиано аранжировал (сделал обработку) Фикрет Амиров — азербайджанский композитор, музыкальный педагог, народный артист СССР, удостоенный различными премиями, герой Социалистического труда. Время жизни 1922-1984гг.
Преподаватель: Скажи, Камила, в каком жанре написано это произведение?
Ученица: В жанре песни, где присутствует вступление, запев, припев и заключение. Главная тема песни это любовь между молодыми лицами. Мелодия песни распевная, наполненная эмоциональными чувствами.
Преподаватель: Посмотри внимательно на портрет Каламкас, что ты можешь о нем сказать?
Ученица: На портрете изображена очень красивая девушка, но она не имеет жизненных красок. Портрет в черно-белом цвете.
Абай | Амироов Фикрет | Каламкас | «оживлённая» Каламкас |
Преподаватель: что же надо сделать, чтобы его оживить?
Ученица: его надо раскрасить разноцветными красками.
Педагог: в музыкальном произведении тоже есть основа — это нотный текст, композиция. Сам по себе он очень красивый. Мелодия, гармония, ритм в совокупности образуют общую идею — раскрытие любовной истории. Но, чтобы в него вдохнуть жизнь, нужно выполнить все средства музыкальной выразительности, заложенные в тексте.
Средствами музыкальной выразительности являются: мелодия со своей траекторией движения, ритмическое развитие, штриховая культура, динамическое оснащение. Также важны и агогические изменения, лад, подголоски, элементы скрытого голосоведения. Яркими выразителями будут и кульминации, светотени, технические приемы, различные виды техники, тембровые краски. Велика роль аккомпанемента, сопровождающего мелодию, дыхание всех построений и темп. Сыграй, пожалуйста, это произведение. Ученица играет.
Преподаватель: если говорить о форме произведения, то мы можем назвать фресковые ее части: вступление, запев, припев и заключение. Но чтобы написать портрет, т. е. начать оживлять произведение, мы будем использовать мозаическую культуру окраса. Вставляя пазлы, друг в друга, эти маленькие раскрашенные частички, мы получим представление о целостности формы произведения. А, последовательно нанося различные звуковые краски, через средства музыкальной выразительности, мы осознаем всю эмоциональность и выразительность оживленной драматургии.
Абай — Амиров. Айттым салем Каламкас
Преподаватель: ты сыграла произведение и я увидела, что у тебя не всё получается. Сейчас мы вновь будем использовать мозаическую технологию оснащения музыкального произведения.
А) Вступление несет в себе повествование о произошедших событиях. Надо научиться рассказывать с первой ноты и касаться клавишей бережно, ведя мелодию рассказа, с учетом правил интонирования. Но, прежде чем начать игру, необходимо проработать еще одну техническую трудность — арпеджиато. Технология его заключается в быстром и последовательном исполнении 4х нот, продвигающихся к вершинке. Качеству звукоизвлечения поможет запястье, своим активным движением с низкого положения на высокое.
Ученица вначале отрабатывает фрагмент вступления с арпеджиато, с учетом движения мотивов и их интонирования, вверх — крещендо, вниз — диминуендо, дослушивая окончания фраз. Затем — полностью мелодию вступления, используя секвенционные правила исполнения. Преподаватель делает акцент на активизацию слухового контроля ученицы. В конце вступления преподаватель просит сделать небольшое замедление и люфт паузу, которая является одним из важных средств музыкальной выразительности. Она настраивает слушателей на начало главной истории, выраженной в песне.
В). Песня. Преподаватель дает послушать «Айттым салем Каламкас» в исполнении мужского вокала. (Ролик)
Преподаватель: Скажи, Камила, какого характера эта песня?
Ученица: Эта песня лирическая, исполняется распевно и эмоционально.
Преподаватель: может ли певец петь всю песню бездыханно?
Ученица: нет, он бесшумно дышит. Иначе ему не допеть песню до конца.
Преподаватель: песня состоит из нескольких предложений, которые разделяются на более мелкие построения и наоборот, крупные объединения. И после каждого построения необходимо брать дыхание. Как человеческая речь, так и музыкальная, она очень выразительная. Играя песню, мы будем с тобой выразительно интонировать, используя приемы интонационной динамики, отделяя одно построение от другого дыханием.
Различные части, разделы, любые элементы музыкальной ткани произведения, являются выразителями общего музыкального замысла, раскрывают его с помощью конкретных деталей разной значимости. Над пониманием их смыслового значения и выразительной роли, велась работа на предшествующих уроках. Сегодня мы будем разукрашивать каждую деталь композиции определенными цветными красками, чтобы оживить её, сделать более выразительной и привлекательной. В первую очередь, мы должны запустить темп, а он не должен быть быстрым и суетливым. Ученица играет, интонируя мелодию, ведя ее к кульминационной вершинке, украшая ее двойным форшлагом и возвращая к завершающей ноте.
Преподаватель: одним из выразителей композиционной идеи является аккомпанемент или сопровождение мелодии. Он не должен мешать или заглушать мелодию, он должен ей помогать стать более выразительной и содержательной.
В вокале есть особый прием «Филировка» звука. Он заключается в раздувании динамики длинных нот — половинок, целой ноты. На фортепиано этот прием выполнить не возможно, так как после удара молоточком струны, звук наоборот постепенно затухает. В этой песне длинные ноты встречаются при движении мелодии вверх, совершая небольшую, частную кульминацию. Но так как темп медленный, то они быстро затухают, и роль кульминации передается сопровождению. Именно он, более мелкими длительностями может прибавить эмоции данному построению, т. е. crescendo и привести к эмоциональной точке.
Ученица играет, выполняя требования преподавателя.
Агогические изменения темпа, такие как rit (ритенутэ), аccel (аччелерандо) встречаются в этой пьесе довольно часто. Замедление и ускорение придают пьесе особую пикантность любовных чувств, ассоциирующихся с волнением и нежным признанием. Диалог между женской и мужской партией выписан композитором в виде укрепления женской мелодии дополнительными звуками сопровождения в партии правой руки и подчеркнутыми подголосками в партии левой руки в нижнем регистре. Здесь внимание ученицы обращается на яркое интонирование мелодии и заполняющее её промежутки двойными нотами, мягкое обволакивающее туше. Развитие этого эпизода завершается скачком на кварту, который подчеркивается динамически. Этот момент особенно важен и он исполняется так, как в спорте «прыжок с шестом» с небольшой оттяжкой во времени, с подъемом 5 пальца и глубоким погружением приёмом «пружинка» с опорой в ладонь. Вокалисты кульминационные вершины берут очень осторожно, как бы вначале нащупывая их точность попадания и только затем динамически их раздувают. Здесь важно получить глубокий яркий и певучий звук. Партия возлюбленного выписана подчеркнутыми нотами, которые исполняются приемом «маркато». Главное здесь вести фразу на крещендо к опорной ноте — сильной доле с последующим успокоением звучания.
Ученица играет и добивается поставленной цели.
Преподаватель: как в любой песне есть припев, который повторяется дважды, но композитор Амиров написал припев, варьируя и окутывая мелодию более мелкими длительностями, где она проходит в виде скрытого голосоведения и далее в аккордовой структуре. Эту мелодию очень красиво подчеркивает мужская фраза в басу в октавном удвоении. Все это разукрашивает пьесу и делает ее невообразимо красивой. Преподаватель направляет внимание ученицы на все сложности исполнения, в особенности аккордовой мелодии, где тема проходит в верхнем голосе и просит наклонить ладонь в сторону 4 и 5 пальца которыми она и исполняется.
Отрабатывается упражнение: берутся аккорды, все звуки снимаются, кроме последнего, образуя цепочку мелодии. Заключительные аккорды берутся ярко от плеча на fff с << акцентами. Здесь главное не переусердовать, чтобы не было форсированного звучания. Опора идёт на слуховой контроль. Заканчивается пьеса арпеджированными аккордами с ферматами. Очень важно их дослушать и направить внимание на заключительный тонический звук «ми» в большой октаве, так трагически завершающий эту историю любви.
Все поставленные преподавателем задачи успешно решаются ученицей. Ученица играет красочно пьесу от начала до конца, собирая все мозаические кусочки в единую форму. И у неё получается оживлённый портрет Каламкас. Преподаватель отмечает продвижение в исполнении пьесы.
Шейко «Мгновение».
Беседа о форме пьесы. Ученица определяет 3-х частность формы, показывает границы, выявляет характер частей. Ведётся работа над погружением первого звука в сопровождении и плавной передачей арпеджированного пассажа из левой руки в правую ведением пассажа. Ученица применяет подтекстовку, выразительно интонируя. Каждая музыкальная фраза, мотив играются по-разному в зависимости от эмоционального напряжения.
Обращается внимание на агогические изменения текста 1 части — замедление, расширение, дослушивание целого такта паузы с ферматой и переход в темп 2-й части — оживлённо. Трудность мелодики 2-й части заключается в скрытом голосоведении в сочетании с нотками сопровождения в одной руке. Этот приём вырабатывался несколько уроков подряд и закрепился на данном уроке. Лёгкость ведения мелодии по звукоряду в восходящем секвенционном изложении и связанное с этим усиление напряжения является одной из главных задач 2-й части. Преподаватель просит усилить слуховой контроль ученицы за распределением динамической нагрузки и эмоционально со словами сыграть вершину кульминации с постепенным затиханием и замедлением к концу 2-й части, подготавливая темп репризы — 3-й части.
Третья часть возвращает темп 1-й части. Фактура усложняется форшлагами и октавами. На уроке репродуктивным методом многократного повторения отрабатываются октавные скачки. Мелодия и эмоциональная окраска те же, что и в 1 части. Заключительная каденция исполняется с расширением и особым прикосновением к заключительному аккорду и тоническому звуку на pianissimo.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Оценка за урок — 5
Домашнее задание в конце урока обобщается, намечаются пути совершенствования исполнения каждого музыкального произведения.
- 9169 просмотров