Урок по камерному ансамблю «Особенности исполнения музыки барокко в Сонате фа мажор Г. Ф. Генделя для гобоя, кларнета и фортепиано (IV часть)»
Ефремов Игорь Владимирович, преподаватель специальных дисциплин, класс фагота, высшая квалификационная категория высшего уровня, КГУ «Комплекс „Колледж искусств — специализированная школа-интернат для одарённых детей музыкально-эстетического профиля“», СКО, г. Петропавловск |
Место урока в системе занятий по камерному ансамблю: урок черновой работы над конкурсным произведением.
В феврале 2016 года данные учащиеся примут участие в Международном детском и юношеском конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звёзды» (г. Омск). Подготовка к конкурсу — процесс длительный. На каждом этапе работы ставятся свои задачи. На данном этапе мы работаем над выразительностью исполнения.
Тип урока: комбинированный.
Форма: урок-презентация.
Цель урока: формирование у участников ансамбля понятия о стиле исполнения произведения и его эмоциональном образе.
Задачи урока:
образовательная: познакомить с особенностями барочного стиля в Сонате фа мажор Генделя;
развивающая: развитие представлений учащихся об уровне эмоциональной наполненности произведения, планирование деятельности учащегося по воплощению художественного замысла композитора; развитие навыков ансамблевой игры;
воспитательная: научить видеть учащихся условия эмоционального воздействия исполнения и воссоздавать их.
Оборудование урока:
1. Гобой, кларнет, фортепиано.
2. Пюпитр (2 шт.)
Учебные пособия и ТСО:
1. Соната фа мажор Г. Ф. Генделя для гобоя, фагота и чембало (или фортепиано) (IV часть). Партия фагота переложена для кларнета.
2. Презентация Microsoft PowerPoint «Особенности исполнения музыки барокко в Сонате фа мажор Г. Ф. Генделя для гобоя, кларнета и фортепиано (IV часть)».
3. Электронный метроном.
4. Компьютер.
Разделы урока (ход урока):
1. Знакомство учащихся с темой урока (слайд 1).
2. Сообщение учащимся цели и задач урока (слайд 3).
3. Настройка инструментов учащихся по ноте ля. Разыгрывание в диапазоне рассматриваемого произведения. Ему соответствует гамма фа мажор (слайд 4).
4. Самостоятельное чтение учащимися исторической справки о Генделе (слайд 5). Вопросы для учащихся после прочтения: какие сведения из исторической справки актуальны для нашего урока? (Это композитор эпохи позднего барокко.) Что вы знаете об эпохе барокко, об особенностях музыки той эпохи?
5. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим особенности барочного стиля музыки в IV части Сонаты фа мажор Генделя (слайд 6).
a. В произведениях эпохи барокко используется чистая и линейная мелодия. — Наблюдаем?
b. Сочинения барокко часто описывали одну конкретную эмоцию. — Какую эмоцию выражает музыка в IV части Сонаты фа мажор Генделя? (Душевный подъём, благородная радость.)
c. Высокий уровень эмоциональной наполненности проявлялся в драматической экспрессии. — Как следует исполнять данное сочинение?
d. Кончертато — стиль, подразумевающий «соревнование» групп оркестра и т. д. — В каком месте встречается? (В начале части между гобоем и кларнетом.)
e. Для музыки барокко характерно обильное использование украшений — орнаментика. — В сонате Гендель использовал арпеджио, группетто, трель. Что в IV части? (Трель.)
6. Практическая часть урока. Работа над темпом и эмоциональной напряжённостью исполнения (слайд 7). В ансамбле с концертмейстером гобой и фагот работают над соблюдением темпа IV части — Allegro (♩= 100). Для контроля используется электронный камертон.
Вторая задача при игре в ансамбле — показать душевный подъём, эмоциональную напряжённость звучания. Необходима борьба с вялостью и невыразительностью прочтения текста. (Проигрывание произведения.)
7. Этап рефлексии (слайд 8). Учащиеся размышляют над вопросом, высказывая свои точки зрения: удалось ли передать эмоциональный образ при исполнении? Что ещё нужно доработать?
8. Домашнее задание (слайд 9).
a. Каждому учащемуся поработать над соблюдением темпа в своей партии (гобой, кларнет).
b. Совместно гобою и кларнету без концертмейстера поработать над балансом и эмоциональной напряжённостью исполнения IV части Сонаты фа мажор Генделя.
9. Итоги урока. Преподаватель рекомендует использование знаний о стиле музыкального произведения для работы над выразительностью исполнения в камерном ансамбле.
Источники
1. httpss://ru. wikipedia. org/wiki/ Геóрг Фри́дрих Ге́ндель
2. httpss://ru. wikipedia. org/wiki/ Музыка эпохи барокко
3. httpss://www. stilbarocco. ru/category/muzyka-barokko/
4. httpss://festival.1september. ru/articles/609429/img1.jpg
- 9696 просмотров