Урок по познанию мира: «Родина моя»
Илюбаева Айгуль Зиадаевна, учитель начальных классов, вторая квалификационная категория высшего уровня, ССШ № 2 «Смирновская средняя школа № 2», село Смирново, Аккайынский район, СКО |
Цель: Углубить понятие учащихся о Родине, продолжить системную работу по формированию целостной картины мира у школьников.
Задачи:
- Привить чувство патриотизма, гордости за свою страну.
- Активизировать познавательную активность учащихся
- Развивать географическое мышление, речь учащихся, умение вступать в беседу.
- Воспитание у детей патриотического чувства, умение работать в коллективе
Оборудование: физическая и политико-административная карты Казахстана, слайды (слова Абая, символы РК, шелк, фарфор, шахматы, пряности, картина ВШП, карта ВШП, тексты задач)
Ход урока:
1 Организационный момент
1. Психологический настрой «Круг радости»
— Я приглашаю вас всех в круг радости! Давайте возьмемся за руки, посмотрим друг на друга и гостей и пожелаем добра. А теперь поздороваемся со своей Родиной, передавая через руки и глаза теплоту и нежность. Скажите своей Родине «Здравствуй, Родина. Я желаю тебе мира, добра и процветания»
2. Объявление темы урока:
— Тема нашего урока «Родина моя»
2 Работа по теме урока
— Ребята, мы живем в замечательной стране, в Республике Казахстан. Просторы ее огромны и, если бы мы захотели совершить путешествие по ее территории, то нам понадобилось бы очень много времени.
Я предлагаю вам отправиться в заочное путешествие, перелистав страницы устного журнала «Родина моя»
Изречение великого Абая будут сопровождать нас в пути.
«Нет согласия — нет единения, нет единения — нет благополучия» Как вы понимаете эти слова?
1 страница «Географическая»
Чтение стихотворения Т.Айбергенова
Она велика: От Алтая до Каспия, Она широка, Как народа душа. Она же Европа, она же и Азия И волны Урала, и плеск Иртыша. Родная земля — Молодая и древняя Пою о тебе И с тобою живу! |
На север взгляну — Вижу зелень деревьев я, На юг посмотрю- Ветры сушат траву, Есть всё у тебя: И леса, и озёра, И синие глуби Натруженных рек, Бескрайние степи, Высокие горы, И я — твой хозяин И твой человек. |
— О какой стране автор пишет в стихотворении? Докажите, свои мысли словами из текста.
Слайд Диск
Слайд Что означают эти цифры?
около 16 млн. 2млн. 700тыс (км2) 3000 км 5
9 место более 130 1600 км 14
2 страница «Политическая»
— Казахстан имеет древнюю историю, но как независимая страна он появился совсем недавно, в 1991 году. Каждая страна имеет свои символы — отличительные знаки государства. Назовите их, пожалуйста.
1 ученик. Герб Казахстана имеет форму круга. В мире совершенной формой считается шар. А круг, как самый близкий к этому совершенству элемент очень ценится у кочевников. Центральным элементом является шанырак, который олицетворяет собой очаг, целостность мира и является символом первоосновы государства — семьи Шанырак с входящими в него лучами олицетворяет объединение многих народов. Важная часть герба — два мифологических коня, т.к, вся жизнь кочевников связана с конем. Кони как бы оберегают шанырак с двух сторон. Пятиконечная звезда использована как символ счастья, мира, знака вечности. Звезды наравне с луной и солнцем считались священными. Поэтому на нашем Гербе, золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты, слово «Казахстан» вычерченное на Гербе, сложилось в результате длительного развития казахской нации. Колосья обозначают богатство Родины.
— Где вы можете увидеть изображение герба?
2 ученик. Флаг Республики Казахстан голубого цвета, что символизирует единение и безоблачное небо, мир и благополучие. Золотое солнце с лучами — символизирует богатсво и покой, лучи — дружбу всех народов, проживающих в стране. Парящий степной орел символизирует щедрость и зоркость, высоту помыслов.
— Где устанавливается Флаг РК? Переведите слово на казахский язык
3 ученик. Государственный Гимн РК это произведение, вобравшее в себя всю глубину народного богатства, его историю, мечты, чаяния, цели и стремления. В жизни любого государства гимн играет большую роль. Он сплачивает граждан страны. Им открываются официальные встречи руководителей государств. Гимн исполняют на торжественных
праздниках, военных парадах, спортивных соревнованиях. Слушают Гимн стоя, показывая уважение к главной песне своей страны.
— Кто является автором гимна?
3 страница «Историческая»
Слайд. Какие события связаны с этими датами?
16 декабря 1991 год
30 августа 1995 год.
1954 г.
1941-1945 гг.
11 в. до н.э
— Великий Шелковый путь — это условное название узла караванных путей, связывавших в древности запад и восток Евразии. Свое начало он брал в Китае и заканчивался в Риме. Великий Шелковый путь проходил через безводные пустыни, высокие горные перевалы, реки и озера. По нему беспрерывно шли караваны купцов с экзотическими товарами. Из Китая в основном вывозили шелк
В те времена шелк ценился наравне с золотом, шелк служил ценным подарком для правителей
— Найдите и прочитайте из учебника, где говорится о свойствах шелка.
В Европе струящаяся и нежная на ощупь шелковая одежда ценилась не только за красоту и износостойкость, но и за другое не менее важное качество — в ней не заводились насекомые, изводившее в ту пору даже знатных особ.
— История шелководства — получения нитей из коконов тутового шелкопряда — своими корнями уходит в глубь веков.
Древняя легенда гласит: Однажды жена китайского императора, в саду, под кроной тутового дерева пила чай, и в ее чашку с чаем упал кокон шелкопряда. Она была удивлена, как в горячей воде кокон начал разворачиваться, выпустив тонкую шелковую ткань. Она была поражена красотой и прочностью шелковой нити, что приказала собрать тысячи коконов, распустить их в горячей воде, смотать нити и из этих нитей соткала императору одежду.
Китайцы вывели породу бабочек-шелкопрядов, слепых, не умеющих летать ,вся роль которой сводится к производству шёлка.
Так крошечная бабочка-шелкопряд подарила всему человечеству шелк.
Берегли от чужеземцев тайну своего ремесла. Как вы думаете, почему?(сохранение в тайне технологии производства делало производителей единственными, у кого был такой товар)
Разминка Задача:
Из 2 кг. коконов тутового шелкопряда получается 300 г. шёлка. Сколько шёлка получится из 4 килограммов?
Кроме шелка по Великому Шелковому пути везли различные украшения, художественные изделия, шахматы, чай, пряности, зеркала Китай заинтересовало стекло, которое изготовляли в Риме, в Китай привозили огромное количество золота, породистых лошадей. Благодаря торговле на великом шелковом пути, китайцам стали известны такие растения как виноград, огурцы, грецкие орехи.
По Великому Шелковому пути распространялись не только товары, но и культурные ценности, везли свои учения, дорога распространения культуры.
Слову «путь» сопутствует слово «Великий» С чем это связано? Это связано с тем, что он служил как-бы мостом между Востоком и Западом. Этот путь не просто проходил через огромные пространства Азии и Европы, он связывал воедино жизнь и быт, различных народов, населявших их.
Фарфор еще одно чудо Китая. Необыкновенного искусства достигли мастера художественной росписи по фарфору. Они рисовали хризантемы, другие различные цветы, животных.
Решите задачу:
Китайская фарфоровая тарелка с драконами стоит 30 монет, а тарелка, на которой нарисованы хризантемы, — на 9 меньше. Сколько должен заплатить купец, если он приобрел 1000 тарелок с драконами, и в двое больше тарелок с хризантемами?
— Покупка каких тарелок обойдется ему дороже и на сколько?
1) 30-9= 21 (м) 1 тарелки с хризантемами
2) 30* 1000= 30 000 (м) стоимость тарелок с драконами
3) 1000* 2= 2000(т) с хризантемами
4) 2000*21= 42000 (м) стоимость тарелок с хризантемами
5) 42000-30000= 12000 (м)
Ответ: на 12000 монет больше заплатит за тарелки с хризантемами
3 Конкурс «Караван историй»
Каждому ученику выдается рабочий лист с описанием одного из товаров, попавших в Европу по Великому шелковому пути (чай, шахматы, шелк, фарфор, бумага, пряности), который они должны «преподнести» «правителям»
«Кроссворд» Отгадав кроссворд, вы узнаете как переводится слово шелк на казахский язык.
1. Переведите существительное из данного словосочетания на казахский язык
2. Что получали из кокона тутового шелкопряда?
3. В каком направлении двигался караван из Китая?
4. Какое животное называют кораблем пустыни?
5. Где брал свое начало Великий шелковый путь?
(жол, ж1п, батыс, туйе, к1тай)
4 страница «Казахстан сегодня»
По территории Южно-Казахстанской области когда-то пролегал Великий шелковый путь. Он способствовал развитию торговли и культуры и имел несколько ответвлений. Одно проходило через Алтай, Иртыш, Южный Урал, побережье Черного моря и заканчивалось у Средиземного моря.
Второй путь пролегал через Кашгарию, Алатау, побережье Иссык-Куля. Основные караванные пути проходили по цветущим городам юга Казахстана.
Практическая работа по карте
Покажи на карте территории Казахстана и Китая, границы между двумя странами, маршрут поезда «Жибек жолы», Каспийское море, Алтай, Заилийский Алатау, город Алматы.
Сегодня трассы автомобильных и железнодорожных дорог совпадают со старинными караванными тропами.
Проекты возрождения Великого шелкового пути вынашиваются правительствами многих государств Азии (и отдельных субъектов России). Правительства спонсируют обучение караванщиков, восстановление исторических памятников. Первые тысячи туристов уже поехали по древним путям.
Работа по учебнику.
Как называется поезд, на котором ехали Дуйсенбек со своим сыном Салимом?
— Объясни почему был так назван поезд?
— Почему отец начал рассказывать сыну о Великом шелковом пути?
— Покажи по карте маршрут поезда «Жибек жолы»
Собери пословицы, как ты их понимаешь?
Родная земля — |
человек лишь на Родине человек |
Цветы лишь на своей поляне — цветы, |
золотая колыбель. |
Сколько б конь ни кружил, к коновязи своей вернётся; |
кто за Родину горой. |
Тот герой, |
сколько б джигит ни бродил, на Родину вернётся |
Круг «От сердца к сердцу»
Я гражданин Казахстана и горжусь...
Оценивание
- 10403 просмотра