Урок по самопознанию «Радость творчества»
«Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь» Н. Рерих — художник, философ |
Рекомендации учителю: заключительные уроки желательно провести одним блоком, чтобы избежать разрыва целостности эмоционального восприятия материала.
Цель: раскрывать значение творчества в процессе самопознания.
Задачи:
- учить воспринимать прекрасное в мире, как истинное содержание жизни;
- привить детям желание и интерес к выполнению различным видам творческой деятельности;
- воспитывать созидательную активность учащихся.
Цитата урока: учитель обращает внимание на цитату урока «Творчество — это движущая сила, которая поддерживает в нас жизнь» Н. Рерих — художник, философ.
— Согласны ли вы с этим выражением?
— Вспомните, какие чувства вы испытывает, когда у вас что-то хорошо получается?
— Можно ли назвать творчеством приготовление вкусного обеда? (ответы учащихся)
— Творчество — это выражение собственных мыслей и чувств через различные виды деятельности.
Круг радости:
— Я приглашаю вас в круг радости. (Каждому ребенку вручается карточка, на которой написано начало фразы которую нужно домыслить.)
Учитель предлагает детям закончить предложения:
- когда я прикасаюсь к чистой, прозрачной воде, я чувствую
- солнце сегодня весь день слепит глаза и напоминает мне
- облака сегодня такие пушистые и нежные, будто
- я иду по земле, и мне кажется
- я дотрагиваюсь до капелек росы и чувствую, как
- когда учитель хвалит меня, то я чувствую
- этот цветок так благоухает, что
- это дерево такое огромное, что когда я смотрю на его вершину, мне кажется
- капли дождя на стекле, словно
Беседа
Мы убедились — доброе неразрывно связано с красотой. Эта глубокая связь хорошего и красивого проявляется на каждом шагу. Ведь прекрасна не только талантливая поэма, симфония, картина. Прекрасны умная мысль человека, его дела, благородные поступки. И, конечно ж, прекрасным мы называем человека — умного, доброго, благородного, способного творить чудеса. В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту. (В. Сухомлинский).
Рассказ учителя: Сказка о художнике
Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой — восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», — говорили люди. Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он ни чего не писал. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.
— Что ты ищешь? — спрашивали его люди.
— Я ищу красоту, — отвечал художник. — Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.
Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал. Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зелёных одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма прозвучали в вышине её слова:
— Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно только видеть.
Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: « Ах, как красиво!» И мир открывался им новыми гранями.
— Что необходимо, чтобы увидеть красоту?
— Как вы понимаете выражение «Мир открылся новыми гранями?» (ответы учащихся)
— Цель творчества — раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.
Творческая деятельность
Сегодня на уроке мы будем творить. Напишите, что необычного, интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. Помогли ли вам эти уроки изменить своё отношение или взгляд на некоторые вещи? Что вам больше всего запомнилось в этом году? Обо всём этом мы расскажем в коллаже.
-
В своём коллаже покажите
Всё, что только захотите:
В рисунках или картинках,
В письмах, комиксах, стихах,
В схемах, ребусах, таблицах,
В разных символах и лицах.
Рисуйте о светлом!
Пишите о добром!
Коллаж должен быть ярким, весёлым и добрым!
Создание рисованного коллажа.
Рекомендации учителю: сбор информации и материал для коллажа готовят заранее. Дети делятся на группы по желанию (по 3 чел). Каждая группа получает примерную тематику своего кадра. Темы можно изменить по желанию. Сделать заготовки для коллажа — прямоугольные листы ватмана размер А-3.
- Мир моими глазами.
- Радость самопознания
- Законы доброты.
- Учимся общению.
- Чудеса природы
- Мой родной край.
- Пожелания друзьям.
- Мои открытия.
- Дарю людям радость
Презентация работ.
Беседа
Ребята, спасибо за такой замечательный коллаж, за ваш труд. Я знаю, что в ваших сердцах ещё сильнее разгорелись искорки любви и доброты, дружбы и уважения, красоты и гармонии. Мир вокруг тебя стал ещё понятнее и интереснее, добрее и красивее. В течение целого учебного года на уроках самопознания ты знакомился с добрыми и прекрасными произведениями, с мыслями, характерами и действиями разных людей. Я уверена, что теперь ты сможешь сам разобраться в этом огромном и очень интересном мире человеческих взаимоотношений и духовных ценностей. Дари тепло своего сердца всему, что тебя окружает, уважает и любит. Пусть свет и тепло твоей души ярко освещает твою жизнь и жизнь других людей, которые с тобой рядом. Люби людей.
-
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути —
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
С. Маршак
Круг от сердца к сердцу
-
Спасибо всем живущим рядом
За ваши радостные взгляды.
Спасибо взрослым,
Спасибо детям.
Спасибо людям на планете!
Бреславская А.
Исполнение песни «Дорогою добра»
-
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому отправиться с утра?
-
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра!
-
Забудь свои заботы,
Падения и взлёты.
Не хнычь, когда судьба ведёт
Себя, не как сестра.
-
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда иди дорогою добра!
-
Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь — не детская игра.
-
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди мой, друг, всегда иди дорогою добра.
- 49213 просмотров