Урок познания мира: «Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды»
Евсюкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория, ГУ «Средняя школа № 4 г.Аксу». Стаж работы 20 лет |
2 класс
Цели:
- Обобщить и расширить знания учащихся о воде, ее роли в природе и в жизни человека, о необходимости бережного отношения к воде, о причинах загрязнения водоемов;
- Способствовать развитию навыков наблюдения, умения выделять главное, делать выводы;
- Воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Метод обучения: проблемно-поисковый.
Организационные формы: работа в группах, самостоятельная и практическая работа, творческая работа.
Ход урока
1. Актуализация знаний
1. Отгадайте загадку и определите, о чем пойдет речь на уроке.
В морях и океанах обитаю,
Часто по небу летаю.
Когда наскучит мне летать,
На землю падаю опять. (О воде)
2. Тест
- Вода — это ...
- Где находится вода в природе?
- В каком состоянии встречается вода в природе?
- Перечисли свойства воды.
- Какие вещества растворяются в воде?
3. Обобщение знаний о воде. (таблица ЗХУ)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Заполняют индивидуально 1 колонку в таблице. Вывод в группе.
— Что мы уже знаем о воде?
4. Творческое задание в группах
Каждой группе предлагается свойство воды, о котором нужно рассказать, не называя его. Можно привести примеры опытов, которые проводились на прошлых уроках, свои примеры. Другие группы — называют свойство.
5. Сообщение темы урока
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...(Воды)
Почему нельзя прожить без воды?
— Прочитайте тему урока. (на доске открывается запись «Значение воды в природе и в жизни человека. Охрана воды.»)
6. Постановка цели. ( в группах) Хочу узнать — работают в паре (таблица ЗХУ)
2. Операционный этап
1. Информация о воде.
— Взгляните на карту мира. Больше всего на ней голубого цвета — это вода — океаны, моря, озёра, реки. Вода занимает больше половины поверхности земного шара. На нём есть и участки белого цвета. Это тоже вода — льды, снега, которые никогда не тают на высоких горах, в Арктике, Антарктиде. Это тоже вода, но в твёрдом состоянии. Много воды в виде мельчайших капелек в облаках, туманах, дожде, снеге, в виде пара. Это газообразное состояние воды. В реках и озёрах вода пресная, а в морях и океанах солёная.
— Какую воду мы пьём? (Пресную.) Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем.
2. Самостоятельная работа в группах
1 группа
Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни растений, животных, человека?
Без воды нет жизни. При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды — всего лишь несколько дней. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Без воды нельзя приготовить пищу. Воду мы пьём, водой мы моемся, стираем.
2 группа
Прочитайте текст. Какова роль воды в жизни человека?
Вода — важный помощник для человека. Она — удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому издавна многие города строились на берегах рек. Вода используют в сельском хозяйстве. Для работы заводов и фабрик тоже нужна вода. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции — электричество. Для человека вода незаменима, и является более ценным природным богатством, чем железо, нефть, уголь, газ.
3 группа
Прочитайте текст. Какая вода нужна человеку? Почему?
Воды много в морях и океанах, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства. Человеку, да и всему живому нужна пресная вода. Пресная вода находится в озёрах, реках, ледниках и под землёй. Из рек люди используют воду для питья, полива. Пресной воды значительно меньше, чем солёной. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды все быстрее сокращаются.
4 группа
Прочитайте текст. Кто виноват в загрязнении воды? Что из-за этого происходит в природе?
Чистой воды на планете становится всё меньше. Виноваты в этом сами люди. Загрязнённая вода с ферм, заводов и фабрик сливается в реки и озёра. От загрязнения воды страдает всё живое. В водоёмах погибают растения и животные, на берегах гибнут травы, кустарники и деревья. Грязная вода вредна для здоровья человека. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Все это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
5 группа
Прочитайте текст. Как беречь и экономить воду?
Воду надо беречь. На фабриках и заводах строят очистные сооружения. В них воду очищают и только потом сливают в реки и озёра. В сельской местности следят, чтобы в водоёмы не попадали отходы с животноводческих ферм. Нельзя бросать в водоёмы мусор и оставлять его на берегу. Каждый человек должен беречь воду. Если ты видишь, что из крана капает вода, закрути кран. Не трать понапрасну воду!
3. Выступления учащихся. Вывод.
4. Выполнение задания на листочках с последующим фронтальным опросом (в группах)
— Что можете сделать вы для экономного расходования воды?
Поставьте стрелочки от проблемы к решению.
ПРОБЛЕМА |
|
РЕШЕНИЕ |
Через бесцельно открытый кран выливается до 1000 литров воды в сутки. |
|
Наберите стакан воды и закройте кран! |
Если чистить зубы, не закрывая кран, расходуется до 5 литров воды. |
|
Закрывайте кран, когда намыливаетесь!
|
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды. |
|
Закрывайте кран!
|
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды. Закрывайте кран!
5. Творческая работа. Дети в группах рисуют плакаты «Вода в опасности», затем защищают их.
— Как происходит загрязнение? Кто в этом виноват?
Люди виновны во всех бедах. В загрязнённых реках, озёрах гибнет всё живое от сброшенных нечистот фабрик и заводов. Вода становится вредной, её нельзя пить, в ней нельзя купаться.
3. Итог. Заполнение таблицы ЗХУ — что узнали. (в группах)
— Какой проблеме был посвящен наш урок?
— Что произойдет, если вода исчезнет?
— Что предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой?
— А как вы, ученики, можете сохранять и беречь воду?
— Над какими вопросами вы задумались? О чем расскажете своим близким?
4. Домашнее задание
Прочитать текст «Значение воды в природе и жизни человека», ответить на вопросы. На выбор:
А) Придумайте и нарисуйте свой экологический знак на тему «Берегите воду!»
Б) Подумайте и напишите мини-сочинение о том, как в вашей семье экономят воду.
- 56537 просмотров