Урок русского языка: «Имя числительное. Обобщающий урок»
Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район |
Урок № 7
Цель: обобщение и закрепление навыков по теме «Имя числительное»
Задачи: закрепить понятие числительного, его разрядов; закрепить умение склонять числительное, знать особенности склонения; закрепить орфографию числительных; закрепить особенности употребления собирательных числительных; продолжить формировать общеучебные навыки; воспитать уважение, любовь к областному центру — городу своего родного края.
Оборудование: карточки с текстом и грамматическими заданиями, слайды с видами г. Петропавловска, с рисунками детей,
Ход урока:
1.Оргмомент, целевая установка
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Имя числительное», и мы проведём его как экскурсию по нашему областному центру г. Петропавловску. Экскурсии бывают разными, в том числе и виртуальными (воображаемыми), как раз такую мы и совершим.
2.«Экскурсия»
Наш областной центр стоит на реке Ишим.
Длина реки Ишим (слайд 2) от источника в горах Нияз (северо — восточная часть Сарыарки) до устья (г.
— Вы обратили внимание на большое количество числительных. Можно убедиться, что числительное — важная часть речи, несущая в себе информацию, без которой трудно обойтись.
— Найдите порядковые числительные.
— Назовите дробные числительные.
— Выпишите простые, сложные, составные числительные.
(ученик заполняет таблицу во флипчарте, остальные работают с карточками в тетрадях)
— Сделать синтаксический разбор выделенных предложений, определить роль числительных
— Какими членами предложения могут быть числительные?
2.1. Слово учителя: (слайд 5)
Г. Петропавловск — областной центр с 1936 г. Самый северный город Казахстана. Основан летом 1752 г.как военная крепость св. Петра. На 1 декабря 2003 г.численность населения города составляла свыше 193 тыс.человек. Общий жилой фонд —3 млн 800 тыс.кв.м. Промышленность представляют 174 предприятия, в Петропавловске действуют 174 предприятия, 110 малых строительных предприятий и 49 предприятий транспорта и связи. Обслуживаются 43 маршрута
Задание:
— Просклоняйте числительное 1752.
— Напишите словами: 1936, 3 млн 800 тыс.
— Назовите в этих числительных орфограммы.
2.2 Слово учителя с показом слайдов 6–17:
В городе действуют два государственных вуза и несколько частных высших учебных заведений. Работает 49 общеобразовательных школ, 2 музыкальные школы, 5 спортивных, 3
В здравоохранении действуют 12 больничных учреждений и 10 поликлиник. 3 театра, филармония, 3 музея, кинотеатр, 4 библиотеки.
В Петропавловске 4 стадиона, 304 спортивных сооружения. По основным видам спорта созданы 17 спортивных федераций.
В городе выходят 3 областные и городские газеты, 14 рекламных изданий на
2.3.Задание:
— Назовите виды количественных числительных.
— С какими существительными сочетаются собирательные числительные? (ученики работают с карточками)
Карточка: Пят… мальчиков и чет… девочки решали, как провести каникулы. Дв… мальчиков пойдут в бассейн, тр… будут играть в хоккей. Дв…девочки будут ухаживать за тр. котятами, оставшиеся дв… просидят тр… суток у постели больной бабушки.
2.4. Карта
Давайте посмотрим на
— Какая особенность сочетания числительного с названиях улиц «8 марта» и «9 января»*?
2.5. «Город будущего»
Мы посмотрели, какое лицо было у старого города, знаем его сегодняшний облик, у каждого есть любимое место в городе. (
Это задание мы с вами сделали вместе. (
Мы увидим в ближайшем будущем красивый город, размер которого удвоился за последние годы. Белоснежные пятнадцатиэтажные здания возвышаются среди парков, скверов и садов. Зелёные насаждения занимают площадь втрое больше прежнего. Удвоилось количество жителей в красивом и чистом городе.
— Назовите слова со значением числа.
— Словами каких частей речи они являются? Чем такие слова отличаются от числительных?
3. Вопросы для самоконтроля СЛ-26 :
— Какая часть речи называется числительным? Какие разряды имеют числительные?
— Какие морфологические и синтаксические признаки имеют числительные?
— Какие числительные называются простыми? Составными? Сложными?
— Какие числительные называются собирательными? Дробными? Целыми?
— Какие числительные называются порядковыми? Какие особенности согласования их с существительными?
— Когда пишется Ь в середине и в конце имён числительных?
— Приведите примеры числительных, которые склоняются как существительные 3 склонения.
— В каких числительных только 2 формы окончания?
— В чём особенности склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни?
— Как склоняются составные количественные числительные?
4. Итоги урока
5. Дом.задание:
Составить игру «Эрудит» о г. Петропавловске, по примеру упр.743
___________
- — до решения ономастической комиссии
- 8445 просмотров