Урок русского языка: «Морфологический разбор имени числительного»
Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район |
Урок № 6
Цель: повторение полученных знаний при изучении темы, отработка морфологического разбора имени числительного.
Задачи: повторить морфологические признаки числительного; закрепить навык морфологического разбора частей речи на примере имени числительного; повторить знания и умения учащихся по теме.
Ход урока:
1.Оргмомент, целевая установка
2.Проверка выполнения домашнего задания
3.Введение в тему урока:
— Какое значение имеет часть речи числительное?
— Какие морфологические признаки есть у числительных?
4.Словарный диктант (комментированное письмо по цепочке):
Миллион, миллиард, километр, одиннадцать, двести, триста, четыреста, центнер, четыре, килограмм.
5.Объяснение нового материала: Морфологический разбор числительного. СЛ-2
(морфологический разбор представлен на слайде и в рабочей папке учеников)
— Какие признаки числительного относятся к постоянным?
— Какие признаки числительного относятся к непостоянным?
— Какова синтаксическая роль числительных?
6.Первичное закрепление: СЛ-3
Ученики, глядя на образец разбора, должны сделать разбор числительных в тексте.
В наших краях очень длинная зима. По календарю она длится три месяца, а по погоде может длиться и пять, и даже шесть. Зимой темнеет рано. В пятнадцать часов уже смеркается. А утром темно почти до девяти часов утра.
7.Тренировочное упражнение: СЛ-4
1.упр.747: прочитать текст.
— Как можно его озаглавить?
Лексическая работа:
Какие значения слова «дождь» вы знаете? (дождь — 1.атмосферные осадки в виде водяных капель; 2.о
Какое значение слова «дождь» в данном тексте?
Сделать морфологический разбор числительных
8.Контрольная работа по тексту «Медеу» СЛ-5
(текст находится у учеников на столах)
Медеу
Пройдя двести метров по урочищу, попадаешь на территорию высокогорного катка. Он находится на высоте тысяча шестьсот восемьдесят метров. Секрет его «быстрого» льда в том, что зимой река Малая Алматинка получает питание в основном из родников. Поэтому качество льда идеальное. Прибавьте к этому мягкие зимние температуры, щедрое солнце, отсутствие сильных ветров. Холодильная установка и сто сорок километров морозильных труб под площадью ледового поля позволяют продлить сезон до семи месяцев. Поле имеет три дорожки и внутренний сектор сто десять на семьдесят метров. Сооружены трибуны на десять тысяч мест, административные здания, гостиница, кафе, столовая. В трёх километрах от катка высота тысяча девятьсот тридцать метров
1. Найти в тексте числительные, в которых букв больше, чем звуков.
2. Найти числительные по схемам:
а- б-
3. Подобрать родственные слова к слову «родник».
4. Привести пример простых, сложных и составных числительных.
5. Объяснить постановку мягкого знака:
«десят(?) тысяч(?)», «сто десят(?) на сем(?)десят»
6. Преобразовать количественные числительные в порядковые:
200 —
1 680 —
140 —
7 —
10 000 —
3 —
7. В каком падеже стоят числительные в предложении «Холодильные установки…»?
8. Просклонять числительные 200 и 1680.
9. Какие целые числительные можно преобразовать в собирательные?
10. Какое числительное склоняется как существительное 3 склонения?
11. Найти предложение, соответствующее схеме:
9. Домашнее задание:
§ 54, упр.748,
Задание повышенной трудности: написать грамматическую сказку о числительных.
10. Выставление оценок за урок.
- 18522 просмотра