Урок русского языка в 5 классе: «Непроизносимые согласные»
Шпак Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы, вторая квалификационная категория, Областная специальная школа-интернат для детей с нарушением зрения ЗКО, город Уральск |
Цель: углубить представления учащихся об орфограмме «непроизносимые согласные в корне»
Задачи:
- формировать навык правильного написания слов с непроизносимыми согласными;
- повторить правописание согласных в корне, правописание безударных гласных в корне;
- развивать навык проверки непроизносимых согласных в корне; познавательный интерес учащихся;
- воспитывать любовь к родному краю, к малой родине, бережное отношение к родной природе.
Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и постановка целей урока.
— Ребята, с правописанием каких орфограмм мы познакомились на прошлых уроках? (С правописанием безударной гласной в корне, с правописанием звонких и глухих согласных в корне)
Сегодня мы продолжаем знакомиться с орфограммами в корне. Углубим наши знания о правописании непроизносимых согласных и повторим имеющиеся знания.
Урок у нас необычный. Мы отправляемся в путешествие по нашей бескрайней Родине, Республике Казахстан.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
II. Объяснение новой темы
1. Слово учителя.
В недавнем прошлом была такая передача — «Радионяня». Ее любили и с удовольствием слушали не только дети, но и взрослые. Те, кто создавал для нее сюжеты, песенки и стихи, делали нужное дело — учили русскому языку весело и интересно. Передачи такой, увы, уже нет, но веселые стихи и песенки остались.
• Ребята, послушайте текст шуточной песенки из передачи «Радионяня».
— О каких словах в нем говорится? Отыщите их в тексте и выполните задание, предложенное автором песенки.
Порой в словах встречаются ужасные согласные:
Они не произносятся, и что писать — неясно вам.
В таких словах согласные всегда вы только пишете,
Но чтобы стало ясно вам, вы их сейчас услышите:
До чего ж сегодня день прелестный,
Солнце в небе празднично горит,
Освещает местность и окрестность
И теплом своим сердца бодрит.
Тут правила несложные.
Ты хочешь знать, как пишется? —
Возьми слова похожие,
где тот согласный слышится.
Учащиеся выписывают слова с непроизносимыми согласными, подбирают проверочные слова.
Проверка выполнения задания. (Прелестный — прелестен, солнце — солнечный, праздничный — праздь (свобода), местность — место, окрестность — окрест (вокруг), сердечный — сердце.)
— Когда появляются непроизносимые согласные?
(При сочетании нескольких согласных. Когда сочетания нескольких согласных избежать невозможно, русский язык идет на уловку — мы некоторые из них не произносим.)
Это такие группы согласных, как ВСТВ, ЗДН, СТЛ, СТН, РДЦ.
— Что нужно сделать, чтобы их написать правильно?
2. Чтение правила на стр. 98.
III. Закрепление
1. Слово учителя.
После того, как мы повторили правило, можем смело отправляться в путешествие. Давайте возьмем с собой в дорогу мудрые мысли.
— Как вы думаете, где можно с ними познакомиться, где народ черпает знания и мудрость? (В пословицах)
Все народы имеют свои пословицы. Богат ими и казахский народ. В них заключена вековая мудрость, опыт, знания.
• Прочитайте пословицы. О чем они? Запишите предложения, объясняя правописание согласных в корне, а также других орфограмм. Подберите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными.
Коллективный труд — самый радостный (радости). Счастлив (счастье) джигит, себе цену знающий, счастлив народ, сам собой правящий. Честный (честен) труд ведет к признанию, ложь и хитрость к позору.
• Произведите фонетический разбор слова труд.
2. Слово учителя. Разнообразна природа Казахстана. Это и бескрайние степи, и могучие, сказочные горы. Горы Заилийского Алатау полукольцом окружают южную столицу г. Алматы. Там же находится в горном урочище Медео спортивный комплекс «Медео». Здесь проводятся крупные соревнования по скоростному бегу на коньках, хоккею с мячом, фигурному катанию и другим зимним видам спорта. Всего на Медео было поставлено 170 мировых рекордов.
• Запишите предложение, подчеркните орфограммы.
В Алматы находится всемирно известный спортивный комплекс «Медео».
3. Слово учителя.
Ребята, вы знакомы с природой нашего края, Приуралья. А я хотела бы вам немного рассказать о Северном Казахстане.
Одним из чудеснейших уголков Павлодарского края является национальный природный парк — Баянаул с его причудливыми скалами, с живописной природой. (Демонстрация фотографий)
Самой главной достопримечательностью этих мест, жемчужиной края является озеро Джасыбай. Озеро получило свое название в честь батыра Жасыбая, который погиб на его берегу во время сражения с джунгарами в 1752 году.
• Работа с разноуровневыми карточками.
Карточка 3 уровня. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы. Подчеркните грамматическую основу предложений. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
Разнообразна и неповторима природа Казахстана. Баянаул — чудес? нейший уголок Павлодарского края. Уд.. вительное произведение пр.. роды — гора Баба-Яга. В высокой тр.. ве окрес? ных лесов пр.. кладывают тр.. пы благородные олени. На склонах гор раскинулись юрты для туристов. Прекрасен отдых в г.. рах.
Карточка 2 уровня. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, обозначая орфограммы.
Разнообразна и неповторима природа Казахстана. Баянаул — чудес? нейший уголок Павлодарского края. Уд.. вительное произведение пр.. роды — гора Баба-Яга. В высокой тр.. ве окрес? ных лесов пр.. кладывают тр.. пы благородные олени. На склонах гор раскинулись юрты для туристов. Прекрасен отдых в г.. рах.
Карточка 1 уровня. Запишите текст, вставляя пропущенные буквы. В скобках укажите проверочные слова.
Разнообразна и неповторима природа Казахстана. Баянаул — чудес? нейший ( ) уголок Павлодарского края. Удивительное произведение природы — гора Баба-Яга. В высокой траве окрес? ных ( ) лесов прокладывают тр.. пы ( ) благородные олени. Прекрасен отдых в горах.
— Какие слова с непроизносимыми согласными встретились?
— Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании таких слов?
IV. Заключительное слово учителя
Ребята, вы знаете, что у человека, кроме большой родины, есть еще малая. Именно с любви к малой родине начинается любовь к большой.
Поэт А. Межиров писал:
Что означает Родину любить?
Во-первых, отовсюду к ней тянуться,
Чтобы в конечном счете к ней вернуться -
Не прерывать связующую нить.
И вот мы возвращаемся на свою малую родину. Вы хорошо поработали, молодцы.
V. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему: «Край родной, навек любимый» с использованием изученной орфограммы, выучить правило стр. 98.
Использованная литература:
1. Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения, М. Р. Кондубаева, Ф. Г. Брулёва, Т. А. Абжанова, В. К. Павленко, Т. М. Марюхина, С. Б. Бегалиева. Алматы, «Атамұра», 2010 год.
2. Л. Д. Чеснокова, С. Г. Букаренко, Л. Д. Дроботова и др. На берегах Лингвинии. — М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.
3. Казахские пословицы и поговорки, Жазушы, 1987, Алма-ата.
- 13894 просмотра