Урок русского языка в 9 классе «Синтаксический разбор СПП»
Муфтяхетдинова Валентина Сергеевна |
Цель: повторить ранее пройденный учебный материал по СПП с различными видами придаточных.
Задачи:
1. совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; развивать аналитические умения в синтаксическом разборе СПП;
2. развивать и совершенствовать умения и навыки
3. воспитывать у
Форма работы: фронтальная, групповая (домашнее задание)
Оборудование: учебник «Русский язык» (
Ход урока:
І. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. (Бахтияр рассказывает стихотворение)
Нимало не свете невиданных стран
Чудесных, богатых, красивых,
Но дорог сердцу лишь ты, Казахстан,
Давший мне жизнь и силы!
Ведь здесь проживает особый народ-
С открытой и щедрой душою
И в дни изобилия, и в годы невзгод
Мы вместе, мы рядом с тобою.
Мне дорог воздух вольных степей,
Как символ свободы пьянящей!
Ты стал независим, мой Казахстан,
Как в небе орел парящий!
Так пусть твой богатый и гордый народ
Не знает ни войн, ни напастей!
Пусть в мире, согласие и дружбе живет
И каждый пусть будет счастлив!!!
Спасибо, Бахтияр, за пожелание. И я вам, ребята, предлагаю пожелать
Спасибо! Вот с такими хорошими пожеланиями и хорошим настроением мы начнём урок.
ІІ. 1) Настрой учащихся на работу
И я подобрала девиз, под которым мы с вами сегодня будем работать:
Ошибок не пугайся,
С ошибками справляйся,
Найти верный путь всегда готовым будь.
Так как при изучении нового материала, а также при повторении мы частенько делаем ошибки, будем стараться их не совершать.
У каждого на столе лежит листочек, на котором выделены элементы нашего урока, на протяжении всей нашей работы я попрошу вас ставить минусы напротив тех заданий, где у вас будут ошибки или же где у вас возникнут вопросы. Договорились?
Элементы урока
|
Ошибки
|
|
Задачи нашего урока заключаются в том, что мы закрепим весь пройденный материал, связанный со СПП, и будем развивать наши навыки в устном и письменном анализе данных предложений.
2) Орфографическая разминка
Нам нужно немного размяться, и поэтому вначале проведём с вами небольшую орфографическую разминку. Запишем число, классная работа. Кто желает выйти к доске?
1) невежда (неуч, малограмотный), неверие (безбожие, безверие, отрицание), невзгода (беда), невежа (грубый, невоспитанный), недуг (болезнь), недотёпа (неуклюжий, неловкий), небрежность (безалаберность), ненастье (непогода, распогодье), ненависть (вражда, отвращение), неряха (беззаботный, грязный), незнайка () — не употребляются без не
2) несчастье (беда, горе) — счастье; непорядок (беспорядок) — порядок; нездоровье (болезнь) — здоровье; невежливость (грубость) — вежливость; недоверие (подозрительность) — доверие; неодобрение (порицание) — одобрение; независимость (свобода) — зависимость; невнимательность (небрежность) — внимательность; необразованность (глупость) — образованность
— Почему я разделила эти сущ.на 2 группы? (разные правила). Прокомментируйте.
— Подобрать ко второй группе сущ.синонимы.
— Что мы сейчас вспомнили с вами? (правописание не с сущ., а также синонимы)
3) Проверка домашнего задания
А теперь проверим ваше дом.задание. Вы должны были подготовить на сегодняшнее занятие презентацию (анализ СПП с любым типом придаточного), и работали вы в парах. И так начнём, кто желает?
Вопросы учителя к презентации:
1. Может ли один и тот же союз использоваться в разных типах придаточных? Как вы будете определять тип придаточных? Умеете ли вы задавать вопросы?
2. Чем придаточное определительное отличается от придаточного изъяснительного?
4) Повторение придаточных предложений (уст.раб.)
Итак, ребята, вы сказали, что умеете задавать вопросы к придаточным, это мы сейчас проверим. Работа по карточкам: зачитываете предложения, задаёте вопрос, определяете тип придаточного. Работаем быстро.
Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать. (изъян.)
Для того, чтобы скорей пришёл Новый год, мы стрелки часов перевели вперёд. (цели)
Она напевала мотивы, которые трогали до слёз. (определ.)
У князя глуповатое лицо, хотя многие считали его человеком умным. (уступки)
У лодки не было вёсел, так что пришлось грести доской. (следствия)
Если бы знал все последствия, не полез бы в воду. (условия)
Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (места)
Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (времени)
— А сейчас на повторении выполним цифровой диктант (взаимопроверка).
1. Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась. Это СПП с двумя придаточными.
да — 1 нет — 0
2. [ ], (потому что, (сколько),). Эта схема данного предложения: Казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько не смотрел, она всё поднималась.
3. Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Это СПП с параллельным подчинением.
да — 1 нет — 0
4. Если поэт живёт в ладу со своим родным языком, силы поэта удесятеряются. Это СПП с придаточным уступки.
да — 1 нет — 0
5. Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Это СПП с придаточным условия.
да — 1 нет — 0
6.Решено было идти завтра, если дождь перестанет. Придаточное предложение расположено после главного.
да — 1 нет — 0
7. В русском языке существует 3 вида подчинения.
да — 1 нет — 0
Есть ли, ребята, у вас вопросы по вашим ошибкам? Что вам нужно дома еще повторить?
— А сейчас я вам зачитаю текст и попрошу вас определить его основную мысль:
Кочевник, встретив в пустыне умирающего от жажды странника, никогда не проедет на своём верблюде мимо. Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. И уйдёт дальше, чтобы, скорее всего, никогда более не встретиться. Тысячи подобных случаев уложились в степной закон: «Если ты встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз». Это выражение бескорыстной доброты благороднее морали встречавшихся мне в детстве сказок, где герой помогает выброшенной на берег рыбе, а когда его лодку опрокинул шторм, спасённая им когда-то рыба чудесным образом помогает ему.
(Олжас Сулейменов «Мысли разных лет»)
(Основная мысль текста: доброта, милосердие, понимание без каких-либо корыстных целей)
— Спасибо! Все согласны или же у кого-то есть своё мнение?
А теперь основную мысль сформулируйте в письменной форме в виде СПП с любым придаточным и определите его тип.
5) Повторение синтаксического разбора сложного предложения
А сейчас мы с вами вспомним синтаксический разбор сложного предложения. Желающий к доске:
Ещё земли печален вид, а воздух уже весною дышит. (Повест., невоскл., ССП с против.союзом: 1. двусост., распр.; 2. двусост., распр.)
[ ===== _________], а [_________ ========].
— Теперь кто мне скажет порядок разбора любого предложения.
— На странице учебника 161 имеете порядок разбора СПП, прочитайте, пожалуйста, и скажите, что мы должны уметь определять у СПП?
— Я возьму предложение из текста, которого я вам зачитывала, и сделаем его синтаксический разбор у доски:
Он напоит беднягу, накормит, довезёт до ближайшего колодца, где всегда есть люди. (Повест., невоскл., СПП с придат.определ.: 1. двусост., распр., осл.однор.сказ.; 2. двусост., распр.)
[ _____ ======, ====, ======], (где ===== _________).
— Чем отличается схема ССП от схемы СПП?
— Теперь проанализируем предложение с более сложной структурой:
И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (Повест., невоскл., СПП с придаточ.определит., с однородным подчинением: 1. односост., распр.; 2. односост., распр.; 3. двусост., распр.)
[ _____ ], (которого =====), (кого ________ =====).
6) Закрепление
Тестирование
1. При синтаксическом разборе вначале анализируется предложение:
А) по эмоциональной окраске (по интонации)
Б) по цели высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)
2. У СПП мы должны уметь определять:
А) эмоциональную окраску
Б) цель высказывания
В) типы союзов (соединительные, противительные, разделительные)
Г) тип придаточного предложения, а также тип подчинения
Д) по наличию грамматической основы (простое или сложное)
3. Перечислите типы подчинения придаточных в СПП:
А) повествовательное, восклицательное, вопросительное
Б) восклицательное, невосклицательное
В) параллельное, однородное, комбинированное, последовательное
Г) изъяснительное, определительное, обстоятельственное
Д) разделительное, противительное, соединительное
4. На сколько групп делятся все СПП:
А) 2 Б) 4 В) 5 Г) 6 Д) 8
5. Укажите предложение, в котором придаточное предложение относится к одному слову в главном:
А) А он уже строил планы перехода через перевал, точно бы могло это свершиться буквально с наступлением нового дня. (Айтм.)
Б) Ведь известно, что только человек обставляет так торжественно свою смерть. (Купр.)
В) Если человек зависит от природы, то и она от него зависит: она его сделала — он её переделывает. (Франс)
Г) Стадо оцепенело, когда показался мчавшийся на всех парах товарный поезд. (Алимж.)
Д) Однажды, когда я пришёл в избушку на курьих ножках, мне сразу бросилось в глаза удручённое настроение духа её обитательниц. (Купр.)
6. Определите вид придаточного предложение: Там, где ещё не сняли травы, ветерок шершавил зелёный травяной шёлк. (Шол.)
А) изъяснительное
Б) определительное
В) места
Г) цели
Д) сравнительное
7. Определите вид придаточного предложения: Но насыпь в том месте была так высока, что слониха не решилась спуститься вниз. (Алимб.)
А) изъяснительное
Б) причины
В) цели
Г) образа действия
Д) уступки
8. Укажите СПП с придаточным определительным:
А) Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго.
Б) Мы любим щедрость русских зим, что превращают волшебством своим бесцветный пар в хрусталь и самоцветы. (Рылен.)
В) Они выехали на покос, когда ухе на лугу была чуть не половина хутора. (Шол.)
Г) Если бы вы знали, что это был за чудный человек. (Купр.)
Д) Она вспомнила, что-то же самое умиротворённое выражение она видела на масках великих страдальцев — Пушкина и Наполеона. (Купр.)
9. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: И вот она пред человеком, которого знала за девять месяцев до рождения его, кого она никогда не чувствовала вне своего сердца. (М.Г.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное
10. Укажите способ подчинения придаточных в СПП: Слон не знал и не думал о том, кто сорвал эти плоды и сложил их на его пути, не знал, что лесные люди подкармливают его, чтобы у вожака хватило сил дойти до глубины зелёной мглы. (Алимж.)
А) параллельное
Б) последовательное
В) однородное
Г) неоднородное
Д) комбинированное
Взаимопроверка (ответы на слайде)
ІІІ. Итог урока
Ученики пишут эссе на тему «Что я повторил на уроке?»
Например: Этот урок мне очень понравился, Я быстро усвоила новую тему, так как новая тема нам была предоставлена в лёгкой, доступной форме. Я пришла к выводу, что суффикс, как добрый человек, может изменить значение слова, придать слову уменьшительно-ласкательный оттенок. Мы можем называть маму не просто маму, а мамочка, солнце — солнышко, сестра — сестричка и т. д.
— Посмотрите на карточки свои, и скажите, что вам нужно дома повторить?
Д/З составить синквейн со словом «Родина», упр.362 (закон.предл.)
- 59163 просмотра