Урок: «Скажи: какая же Татьяна?» Образ Татьяны в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Михасёва Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы, КГУ «Власовская средняя школа», село Власовка Аккайынский район |
Задачи:
1) развивать навыки анализа лирического произведения, делать выводы; развивать логичность, осмысленность, склонность к исследовательской деятельности;
2) с помощью презентаций, подготовленных учениками, провести сопоставление писем и объяснений главных героев; доказать на примерах «зеркальность» сцен в развитии сюжета романа; показать значимость сна Татьяны в дальнейшем развитии сюжета; выяснить, кто был прототипом Татьяны.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедиапроектор, компьютерные презентации.
1. Оргмомент
2. Целевая установка:
Наш урок посвящается героине романа Пушкина, мы дадим ей характеристику, познакомимся с оценкой Татьяны критиками. Вы представите свои работы. Таков план нашего урока.
Урок начнем с разминки. Необходимо найти соответствие стихотворной цитаты и героя романа.
Слайды № 2, № 3, № 4 — флипчарты.
3. Слово учителя:
Героиня нашего урока — Татьяна. Перефразируя Онегина, мы спросим: «Скажи: какая же Татьяна?» Слайд № 5
Давайте попробуем ответить на этот вопрос.
4. Флипчарт — кластер слайд — 6
— Назовите мне слова — характеристики Татьяны
(предпочитает уединение, сама решает свою судьбу, любит читать книги, слушать рассказы няни, чувствует и понимает природу, нет притворства, крестьянское имя, выросла в деревне, верит в любовь, верная, верующая, бледная, доверяется простой русской женщине.)
— Чем по вашему, отличается Татьяна от других героев романа Онегина и Ленского? (близостью к народу)
Теперь нам понятно, почему только Татьяне Пушкин дал такую характеристику: Слайд № 7 Татьяна «русская душою». Писатель Достоевский считал, что Татьяна — тип «красоты русской, вышедшей прямо из духа русского, обретавшегося в народной правде».
5.
— Как вы считаете, какие сцены из романа как нельзя ярче показывает характеристику Татьяны? (объяснение в саду — молчание, письмо, исповедь).
Последнее объяснение Татьяны показывает цельность характера героини, его силу. Именно эта сцена вызвала самые яркие отклики критиков. Слайд — 8 — слова Достоевского.
Слайд № 9, № 10 — с цитатами.
Критики 19 века вроде бы и не отзываются плохо о нашей героине, но мужской шовинизм ощущается: как это Татьяна посмела отказать Онегину, а он так унижался перед нею… Сайд № 11
— Кто же заступился за Татьяну, полностью оправдал её поступок в 8 главе? Это сделал писатель, который считал, что в нравственном плане женщины выше мужчин.
Слайд № 12: Достоевский
Татьяна «глубже Онегина и, конечно, умнее его».
— А кто же главный защитник Татьяны? Он не вдается ни в какие объяснения, он просто говорит. Слайд № 13
6. Презентация ученических проектов
Для того чтобы лучше понять образ нашей героини, вам были предложены в качестве домашней работы
7. Давайте попробуем все вместе наметить другое возможное исследование
Развязка романа привела в удивление современников Пушкина. Это мы его считаем само собой разумеющимся. А современники Пушкина не хотели воспринимать незавершённость романа, просили автора
В 1835 году Пушкин в своих черновых набросках пишет: Слайд № 14 Это вполне могло быть вступлением к новой главе «Евгения Онегина».
В другом черновике были такие строки: Слайд № 15
— Давайте подумаем, какой счастливый план? Счастливый для кого: для Онегина, для Татьяны?
— Как строить сюжет, если в
8. Заключение
Вернемся к высказыванию современного критика «почему же весьма средняя, плохо воспитанная девушка стала на полтора столетия моделью положительной героини для поколений русских девочек»?
— В самом деле, почему?
Может быть, потому, что это положительная героиня?
9. Итоги урока
10. Домашнее задание: подобрать цитатную характеристику Татьяны к предстоящему сочинению
- 15206 просмотров