Урок технологии в 6-м классе: Художественная лепка. Плетение
Нихаенко Вадим Николаевич учитель технологии и художественного труда, категория 1, стаж 22 года, Арыкбалыкской средней школы Айыртауского района Северо-Казахстанской области республики Казахстан |
Цели урока:
- выяснить знания учащихся по обработке кожи;
- изучить, как изготавливали изделия из глины раньше и современное керамическое производство;
- изучить процесс лепки из глины и инструменты, применяемые при лепке из глины;
- рассмотреть последовательность изготовления изделия из глины;
- познакомить учащихся со способом плетения, с материалами для плетения;
- выполнить практическую работу;
- развивать образное мышление, художественный вкус;
- воспитывать желание создавать эстетические изделия;
- совершенствовать навыки культуры труда.
Критерии успеха:
- учащиеся хорошо знают обработку кожи;
- они знают, как изготавливать изделия из глины, познакомились с современным керамическим производством;
- дети знают процесс лепки из глины и инструменты, применяемые при лепке из глины и последовательность изготовления изделия из глины;
- учащиеся знают способ плетения, материалы, используемые для плетения;
- они успешно выполняют практическую работу по плетению;
- у учащихся появилось желание создавать эстетические изделия и владеют культурой труда.
Оборудование урока: проволока, бумага, ножницы, клей.
Ход урока:
I. Организация класса.
II. Опрос учащихся.
1.Какие изделия домашнего обихода изготавливались нашими предками из шкур домашних и диких животных?
2.Что вы можете сказать о способах обработки шкуры?
3.Как называется вид декоративно-прикладного искусства, связанный с изготовлением сувениров из кожи?
III. Изучение нового материала (работа в парах и группах).
Загадка:
В земле скрывается,
В руках преображается,
Огнем закаляется,
В посуду превращается.
(глина).
Этап «Вызов».
На доске запись: Художественная лепка. Плетение.
Учащимся предлагается высказать свое мнение о глине, изделиях из глины, о плетении.
Прием «Мозговой штурм». Дети говорят, что они понимают под понятием художественная лепка и плетение.
Этап «Осмысление».
Работа с текстом в парах сменного состава, для учащихся предлагается тексты, с которыми учащиеся работают приемом «INSERT». Учащиеся отмечают на полях текста следующее:
- уже знал...
- узнал сегодня...
- этот материал новый для меня...
- не понял, есть вопросы...
Затем пары меняются и рассказывают, что они узнали из изученного текста.
Групповая работа (прием «Зигзаг» позволяет изучить и систематизировать большой по объему материал, каждый член группы- эксперт по определенному вопросу).
Текст № 1
Глина — один из самых распространенных природных материалов, освоенных человеком еще в глубокой древности. Из глины делали посуду для пищи, сосуды, в которых хранили жидкие и сыпучие материалы. Затем появляются небольшие скульптуры людей и животных. Тогда же глиняные изделия начинают украшать орнаментом геометрических фигур: треугольниками, ромбами, зигзагами.
Люди, осваивая свойства глины, расширяли перечень изделий, изготавливаемых из глины. Появился гончарный круг. Первое упоминание о нем относится к концу IV тысячелетия до н. э. Гончарный круг- это диск из гладкого материала, насаженный на ось. Ось приводится в движение механическим способом. Первые гончарные круги были ручными. Мастер одной рукой крутил круг, а другой делал изделие. Позже появился ножной гочарный круг. В VII в. в Китае освоили производство фарфора.
Современное керамическое производство применяет более совершенную технологию и новые материалы.
Текст № 2
Лепка из глины.
Готовая для работы глина должна напоминать тесто и легко отставать от рук. Такую глину складывают в полиэтиленовый пакет. Непосредственно перед лепкой даже готовую глину надо промять. Ее надо тщательно разминать и отбивать руками. Таким образом из глины уходит лишний воздух, это важно, поскольку он может разорвать поделку при обжиге. При лепке из глины применяют специальные инструменты — стеки (риc. 103 в учебнике).
Последовательность изготовления изделия из глины следующая: сначала занимаются крупной частью, затем мелкими деталями. Завершающий этап- изделие из глины протирается влажной губкой или мягкой кистью. Сушка готовой поделки −7-10 дней, а затем готовое изделие из глины обжигается в специальных печах при очень высокой температуре.
Технология выполнения любого глиняного изделия:
1. Подготовка глины для лепки. Глину необходимо хорошо, перебрать, очистить от мусора. Затем только тщательно перемешать, чтобы удалить пузырьки воздуха, которые во время обжига раздуваются и могут повредить изделие, а иногда даже полностью поломать. 2 Лепка. 3. Сушка и обжиг.
Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Изделия сушатся на воздухе, вдали от окон и труб, а затем изделия обжигаются в муфельной печи, постепенно температура в печи достигает 900-950.
Правила техники безопасности при работе с глиной:
Лепку выполняют на подкладной доске; Приготовьте баночку с водой;
Глина должна быть без примесей, без комочков; Не бросать остатки глины на пол; Работать нужно в специальном фартуке; Использовать инструменты, стеки.
Групповая работа учащихся (обсуждение изученного материала и составление кластера, учащиеся по составленному кластеру характеризуют изученный материал).
I. группа составляет кластер
Глина
посуда для пищи сосуды для сыпучих и жидких материалов
ручной гончарный круг ножной гончарный круг.
(диск из гладкого материала, насаженный на ось).
II. группа составляет кластер
Лепка из глины
технология выполнения техника безопасности при работе
любого глиняного изделия с глиной
IV. Изучение материала по плетению (объяснение материала учителем с презентацией).
Плетение — способ изготовления более жестких конструкций и материалов из менее прочных материалов: нитей, коры прутьев, корней и т. д.
Материалы для плетения могут быть самыми разными: пеньковая или льняная веревка, бумажная бечевка, леска, льняные, шелковые, синтетические нити, проволока.
V. Практическая работа: Плетение юрты из проволоки.
Вводный инструктаж:
1. подготовка материала; 2. правила техники безопасности при работе с проволокой; 3. выбор изделия.
Текущий инструктаж:
1. индивидуальная помощь учителя учащимся;
2. контроль учителя за правильностью выполнения работы и за соблюдением учащимися правил техники безопасности.
Заключительный инструктаж:
1. оценка работ учащихся; 2. анализ успехов и ошибок.
VI. Итог урока, оценки за урок.
VII. Домашнее задание стр.97-100.
Рефлексия.
1.Какое настроение у вас после урока?
2.Пригодится ли вам изученный материал?
3.Какая работа по плетению вам понравилась больше всего?
- 17763 просмотра