Внеурочное занятие на тему «Буква С. Счастье»
Булачева Татьяна Алексеевна учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней общеобразовательной школы № 34 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска |
Факультатив «Сказочный алфавит» (артпедагогика)
Тип урока: интеграционный.
Форма урока: комбинированная
Цель урока: развитие творческой деятельности учащихся.
Задачи:
- Приобщить ребенка к удивительному миру сказок.
- Формировать умение строить речь в определенной композиционной форме.
- Обогащать словарь учащихся и развивать творческие способности, формировать исследовательскую культуру младших школьников.
- Воспитывать трудолюбие, расширять представление об отношении с природой, о человеческом счастье. Развитие креативности учащихся средствами искусства.
Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийное оборудование, кукольный театр, смайлики.
Ведущий вид искусства: литература, театр.
Литература:
- Амбросьева Н.Н. «Классный час с психологом: Сказкотерапия для школьников», Москва, 2006 г.
- Кузнецова С.А. «Уроки сказок: программы занятий по творческому развитию детей», Ростов
н/Д , 2009. - Мищенкова Л.В. «Калейдоскоп творческих дел в начальной школе», Ярославль, 2005.
- Попова Г.П. «Классные часы в 4 классе», Волгоград, 2008 г.
Ход урока:
Вводный комментарий
— Мы снова с вами вместе, видим друг друга, улыбаемся друг другу. Как это чудесно — находиться в тёплой компании друзей, которые тебя понимают, с которыми можно поговорить, посоветоваться, доставить друг другу радость общения. Тем более, когда с нами такой надёжный и мудрый друг, как книга, которая может дать нам много тем для бесед. Посмотрите, какие хорошие слова я записала: «Не бойтесь говорить, высказывайте вслух все, что надумаете. Любая мысль, даже если она окажется ошибочной, ведет нас к достижению истины». Я надеюсь, вы будете следовать этому совету на уроке.
— Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие. Вы побываете в мире новых сказок, узнаете много нового и познавательного. Чтобы оказаться в сказке, закроем глаза и скажем хором слова: «Раз, два, три, четыре, пять. Сказка приходи опять!» Я расскажу и покажу вам сказку.
Чтение сказки и показ слайдов учителем.
Сказка «Настенькино чудо»
Настенька любила гостить летом у бабушки в деревне. После пыльного города деревня казалась ей настоящим раем. Бескрайние золотистые поля ржи, море васильков и ромашек, чудесный лес, полный грибов и ягод. А главное — воздух! Здесь струился
Настенька сидела на крылечке и рассматривала книгу с картинками, любовалась природой. Ей все нравилось в деревне: и деревянные избушки, и студеная колодезная вода. Все бы было чудесно, если бы не комары. Они не давали Настеньке покоя, особенно под вечер. Вот и сейчас, стоило ей только на минутку присесть, как целый рой комаров, противно зудя, начал виться вокруг нее. Девочка отмахивалась от них книжкой, но это мало помогало. Один самый маленький, но самый наглый и назойливый комаришка умудрился укусить Настеньку прямо в лоб и продолжал
И вдруг раздался страшный вой сирены «Скорой помощи». Настенька подумала, что
— Ах ты, негодная девчонка! Как ты посмела потревожить меня, — владычицу комариного
Настенька не успела ни одного словечка вставить в свое оправдание, как комариха уже исчезла так же неожиданно, как и появилась. С тех пор девочке совсем от комаров житья не стало. Они ее беспощадно жалили, а ноготки не слушались Настеньку, расчесывали места укусов, раздирали их до кровоточащих ран, которые ужасно болели. Несмотря на такие серьезные проблемы, девочка не побежала за помощью к бабушке, потому что была не по возрасту самостоятельной, да и бабушку не хотела расстраивать. Она решила попробовать сама решить проблему. Настенька понимала, что очень трудно бороться с чарами самой владычицы комариного
—
И о, чудо! Ноготки перестали чесать руки. Раны тотчас затянулись. Руки выглядели, как и прежде чистыми и здоровыми. Девочка обрадовалась, но ноготки беспощадно принялись раздирать ноги. Настенька вновь затараторила:
Не чешите две руки!
Не чешите ножки,
Хоть кусают мошки!
И чудо снова свершилось. Ноги перестали чесаться, раны на них затянулись. Девочка обрадовалась, но ноготки принялись за плечо. А Настенька поняв, что все части тела перечислять долго, вновь затараторила:
Не чешите две руки!
Не чешите ножки,
Хоть кусают мошки!
Не чешите тело,
А найдите дело,
Дело не для пакости,
А для всеобщей радости!
И о, чудо! Ноготки успокоились. Перестали терзать Настенькино тело. Да и комары
Такой необычной клумбы еще никто никогда не видел. В разгар лета здесь расцвели одновременно ландыши, нарциссы, тюльпаны, что распускаются рано весной. Рядом с ними цвели ромашки, колокольчики, васильки, как обычно и бывает в середине лета. А были и такие, которые цветут поздней осенью, например, хризантемы. Вечером жители всей деревни собрались подивиться на Настенькину клумбу. Люди глядели на свершившееся чудо, лица их светлели, печать усталости постепенно исчезала, губы растягивались в доброй загадочной улыбке, а глаза светились счастьем.
Настенька смотрела на счастливые лица людей и чувствовала, что в ее душе
— Может быть, это называется счастьем? — думала Настенька.
Люди не спешили расходиться, они сидели на скамейке, а кому не хватило места, стояли или сидели на корточках возле клумбы.
— Попрошу завтра соседского мальчика Колю помочь смастерить еще пару скамеек, чтобы всем места хватило, — решила заботливая Настенька. Так она нашла новое дело, дело не для пакостей, а для всеобщей радости.
Людям так понравилась Настенькина клумба, что они возле каждого дома разбили цветник. Можете себе представить, какая красота появилась вокруг!
Комарик поправился. Владычица комариного
Вопросы для обсуждения:
1. Почему сказка так называется?
2. Какое чудо сотворила Настенька?
3. Отчего радостно было у неё на душе?
Комментарий:
— Посмотрите, ребята, одно доброе дело принесло за собой целую цепочку добрых дел. Настенька сделала счастливыми жителей деревни, они посадили возле каждого дома цветы, комары успокоились, и сама Настенька чувствовала себя счастливой. Представьте себе, вы тоже можете творить чудеса. Многие из вас прекрасно умеют это делать. Возьмите с парты конверты, вы сегодня работаете в парах. Прочтите ситуацию, и придумайте разные способы её разрешения.
Работа в парах.
— Обсудите ситуацию с соседом, как бы поступили вы?
Предложенные ситуации:
1.Ваша мама пришла домой вечером уставшая с
2. Вы шли домой со школы и увидели старушку, которая с трудом несла тяжелую сумку. Что вы сделаете, чтобы сделать её счастливой?
3. У вашего младшего брата сломалась любимая машинка. Он горько плачет. Как вы осчастливите его?
4. Вы отдыхали летом у бабушки в деревне. Из крана перестала течь вода, и поливать огород стало нечем. Бабушка огорчена и расстроена. Как вы поможете ей?
5. Как вы думаете, чем вы можете помочь детям, живущим в детском доме?
Обсуждение ситуаций.
Работа с пословицами.
На доске записаны пословицы и поговорки о счастье, прочтите их, какая вам понравилась, как вы это понимаете?
«Чтобы быть счастливым не надо умничать. Находи счастье в самом простом. Будь счастлив!» (японское хокку)
«У кого в чем счастье, а у свиньи в корыте» (русская пословица)
«Счастья ключи в своих руках ищи» (русская пословица)
«Счастье как стекло — очень легко разбивается» (фламандская пословица)
«Счастье не рыбка: удочкой не поймаешь» (русская пословица)
— А теперь ребята покажут вам маленький спектакль (показывают дети с помощью кукольного театра)
Сказка про счастье
В
— Папа, а что такое счастье, о котором все говорят?
— Счастье — это хороший улов и мирное море, достаток и лад в семье.
Послушала она и подумала:
— Рыбу то я не ловлю, в море не хожу. Что же такое счастье?
И пошла к маме.
— Мама, мамочка, а что такое счастье?
— Маленький домик, русская печка, пол деревянный, лавка и свечка, котик мурлыка, муж работящий. Вот оно счастье, нет его слаще.
Хоть и красиво мама молвила, а не разумела девочка, не поняла. И решила она обратиться к своей подружке.
—
— Конечно, знаю, Дарьюшка. Счастье — это модный сарафан, новые сапожки, красивые сережки.
— Много платьев красивых лежит у меня дома, мамой нашитых. Но не становлюсь я от этого счастливее.
Решила Дарьюшка пойти к своей бабушке, живущей в
— Цыганка, скажи, что такое счастье?
— Счастье — это моя свобода.
Пришла Дарьюшка к бабушке. Спросила она и у бабушки о счастье. Мудрая, старая бабушка ответила:
— Счастье у каждого разное. Ты подходила к отцу, его счастье — обеспечить семью, у матери — накормить семью и угодить отцу, у подружки твоей счастье заключается в красивых да модных нарядах, у цыганки — в свободе. На самом деле ты будешь счастлива, когда научишься делать других чуточку счастливее, отдавая при этом людям кусочек своей души.
Девочка задумалась и поняла, что она счастлива.
Вопрос для обсуждения:
— А что лично для вас означает счастье? (ответы детей)
Метод незаконченного предложения
Возьмите карточку в конверте и продолжите предложение:
Для меня счастье — это…..__________________________________________________________
— Да, у каждого человека своё представление о счастье. С годами ваши представления могут меняться, но в любом возрасте вы можете видеть, что когда счастливы вы, счастливы и окружающие вас люди. И в ваших руках сделать счастливыми как можно больше людей.
Рефлексия. Итог урока
— У вас в конвертах лежат смайлики. Чего у них не хватает? (улыбки) Дорисуйте.
А каким цветом из радуги вам бы хотелось его раскрасить?
- Кто выбрал синий или голубой цвет? (спокойствие)
Красный или оранжевый? (сила воли)
Жёлтый (веселость, стремление к общению)
Зеленый (уверенность, настойчивость)
Фиолетовый (огорчение)
— Наше путешествие по сказкам подходит к концу.
- Солнца луч раздвинул тучи
Крохотной ладошкой.
Убежал вмиг дождь колючий
Вслед за серой кошкой.
Унося ненастье.
В небе солнышко играло,
Рассыпая счастье…
— Будьте счастливы! И делайте счастливыми окружающих вас людей!
- 9200 просмотров