Урок русской грамоты в 1 классе: «Как пишутся имена людей и клички животных»
Дручинина Жанна Викторовна учитель начальных классов, высшая квалификационная категория высшего уровня. КГУ «Школа—детский сад № 26» г. Петропавловск, Республика Казахстан |
Цель: формировать умение писать с большой буквы начало предложения и имена собственные.
Задачи:
- учить на практике правописанию имён собственных;
- формировать умение различать имена собственные и нарицательные, совпадающие по звучанию, и правильно их писать;
- развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, логическое мышление, каллиграфию, внимание.
Результаты обучения:
- учащиеся научатся писать начало предложений с большой буквы и имена собственные;
- умение работать в парах.
Источники: учебник «Русская грамота» 1 класс, изд. «Алматыкітап» 2012 г.; интернет ресурсы, презентация
Оборудование: ИКТ, карточки, тестовое задание.
Ход урока
I. Организационный момент
Быть у нас должны в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.
Каждой вещи — своё место.
А девиз у нас такой:
«Все что надо под рукой»
II. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 1, 2
— Сегодня на уроке мы побываем с вами в стране Заглавных букв. Тема нашего урока «Как пишутся имена людей и клички животных». Сегодня нам предстоит уточнить ваши знания об именах собственных и написании имен людей и кличек животных.
— С чего мы обычно начинаем урок письма? Для чего нам необходим этот этап урока? Откройте тетради, запишите число.
1.Чистописание № 3
Я тетрадь свою открою,
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь.
— Почему одни слова написаны с маленькой буквы, а другие с большой? Подчеркните заглавную букву.
2. Словарь. Слайд № 4
— Я загадаю загадки, вы записывайте отгадки в столбик.
Загадки:
Длинное ухо, комочек пуха,
Прыгает ловко, любит морковку.
Голодная мычит, сытая жует.
Всем детям молоко дает
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона —
Кто это?
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Отгадки: заяц, ворона, петух, корова
— Что объединяет эти слова? С какой буквы написаны эти слова? Почему?
— Дайте клички этим животным. С какой буквы напишем клички? Почему? Придумайте предложения.
III. Учебно-познавательная деятельность
1. Читают стих дети
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв — подруг.
Буква расти, не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая — совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
— Какие слова пишутся с большой буквы?
Учитель: Имена: Максим, Ильдар,
Дастан, Вова, Нурсултан.
Ира, Вика, Альбина,
Анжелика и Карина.
Все фамилии: Шуканов,
Холкин, Решетняк, Исьянов.
Клички: Барсик и Пушок,
Мурзик, Шарик и Дружок.
Города: Семей, Тараз, Астана, Экибастуз,
Вашингтон, Париж, Ханой —
Пишем с буквы мы большой!
— Почему называем имена собственные?
— Какие у вас имена собственные?
2. Упражнения для закрепления. Слайд № 5
Письменные ответы на вопросы. С. 152, упр. 2
Как тебя зовут? Как зовут твою маму? Как зовут твоих друзей?
— Дима, когда ты вырастишь, как тебя будут называть? (Дмитрий)
Слайд № 6
— Ребята, сейчас мы с вами разгадаем ребусы. В них зашифрованы имена детей. Вы должны записать имя и образовать от него полное имя или неполное. Света — Светлана, Валя — Валентина, Анатолий — Толя, Надежда — Надя. (Обратить внимание, что Валя — это имя девочки и мальчика)
— Как напишем эти слова? Почему? А какое отчество будет у детей Анатолия?
Отчества даются от имени отца. У кого из вас какое отчество?
IV. Физминутка для глаз. Слайд № 7-10
V. Интеллектуальные преобразования. Игра «Найди кличку животному» (на интерактиве) Слайд № 11
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Найди кличку». Для этого выполним
упр. 5 с. 153. Работа в парах.
— Правильно ли названы животные?
кошка Жучка
собака Хохлатка
курица Бурёнка
корова Сивко-Бурка
жеребёнок Мурка
Проблема. Слайд № 12 −13
Учитель: — Читая книгу, я заметила, что слово роза написано с маленькой буквы, а потом встретила это же слово с большой буквы. Может ли так быть? Придумайте предложения со словами: Шарик — шарик, Кнопка — кнопка, Орёл — орёл.
Слайд № 14. Работа по рядам. Взаимопроверка.
— Посмотрите на доску. Здесь написаны предложения, в каждом из которых есть два слова: одно обозначает предмет, а другое — имя, фамилию или кличку животного. Запишите предложения, пользуясь правилами орфографии:
1) иван блинов съел много блинов.
2) наш шарик поймал воздушный шарик.
3) саша огурцов набрал ведро огурцов.
— Какие слова написали с большой буквы? Почему?
Слайд № 15
VI. Итог урока. Слайд № 16. Тест. Выбери нужную букву. Вставь большую или маленькую букву.
I вариант: гриб (Р, р)...ыжик, пёс (Р, р)...ыжик
кот (С, с) ...нежок, первый (С, с)...нежок
II вариант: попугай (П, п)...етрушка, зелёная (П, п) ...етрушка
цветок (Л, л) ...илия, девочка (Л, л) ...илия
— Что нужно знать, чтобы правильно выбрать букву? (Надо задуматься о смысле слова в предложении)
Взаимопроверка слайд № 17.
— Сегодня мы с вами поговорили только о некоторых группах, которые относятся к именам собственным. Какие слова надо писать с большой буквы? Слайд № 18
Составление кластера
Имена собственные — это имена людей, клички животных, имена сказочных героев, названия городов и т. д.
VII. Рефлексия. Слайд № 19
Сегодня на уроке я вспомнил....
Мне было интересно узнать...
Мне было трудно...
Я хочу похвалить...
- 12164 просмотра