Занятие по программе нравственно-духовного воспитания «Самопознание» на тему «Шайға Шақыру»
Цель: постижение ребенком ценностей казахского гостеприимства, здоровой пищи и уважения к старшим через воссоздание традиции гостеприимства; развивать связную речь.
Материал: стол, все необходимое для сервировки стола.
Ход занятия
Гости сидят полукругом, в центре группы — стол, все необходимое для сервировки стола. Дети выходят к гостям, стают полукругом, лицом к гостям. Здороваются. Говорят пожеляния на казахском языке:
-
Бақыт тілеймін
Махаббат тілеймін
Деңсаулық тілеймін
Дети становятся в круг.
Воспитатель.
— Ребята, у нас гости! А вы любите встречать гостей?
(Ответы детей)
Ребенок.
— С гостями приходит богатство, достаток.
Воспитатель.
— По древнему казахскому обычаю гостей надо окружать заботой и вниманием.
Ребенок.
— Қонақты сөзбен тойдыра алмайсың — Гостя разговорами не кормят — так говорили наши предки.
Воспитатель.
— По казахскому обычаю для гостей готовят қонақасы — угощение.
— Какое угощение предложили бы вы гостям?
(Ответы детей)
Ребенок.
— Бауырсаки.
Воспитатель.
— Да, у казахов это любимое и уважаемое блюдо!
— Чем еще угощать будем?
Ребенок.
— Шаймен.
Воспитатель.
— Без чая у казахов гостя не встречают. Угощать гостей шаймен бауырсак — обычай давний и старый. Наши предки, дедушки и бабушки ничего не жалели для гостей: угощали самым вкусным.
— Накроем стол для наших гостей, что сначала постелим на стол?
Ребенок.
— Скатерть.
Воспитатель (показывает скатерть).
— Да не простую скатерть. Для дорогих гостей у нас скатерть особенная — белая. Как думаете, почему?
Ребенок.
— Потому что белый цвет — это знак чистоты и добра.
— Накрываем стол скатертью, затем дети, накрывая на стол, рассказывают, что поставят на стол.
Ребенок.
— Поставлю сладкий изюм.
Ребенок.
— А я вкусную курагу.
Ребенок.
— Питательные орешки.
Ребенок.
— Пиалы к чаю.
Дети стоят около стола.
Воспитатель.
— А я поставлю бауырсаки. Все готово для чаепития! И медовый изюм на столе, и сладкая курага, и отборные орешки, бауырсаки — украшение дастархана!
Ребенок.
— Дастарқан дайн!
Воспитатель.
— По обычаю таким угощением и встречали гостей! Дастархан богатый, пиалы красивые, а чего не хватает?
Ребенок.
— Нужно принести чай!
Воспитатель.
— Аксакалы говорили: «Дастархан без чая — не дастархан!»
— А пока греется самовар, предлагаю поиграть с нашими дорогими гостями.
Проводится подвижная игра «Веселый танец».
Дети становятся парами (мальчик — девочка). Мальчик с девочкой становятся спиной друг к другу. Воспитатель связывает их лентой по талии друг с другом. Детям предлагается под музыку исполнить танцевальные движения: «топотушки», «пружинка», выставляем ножку Апплодисментами зрителей выбирается победитель. Затем дети предлагают сыграть в эту игру гостям.
Проводится игра «Определи на вкус».
Участники игры выбираются из гостей. Участникам завязывают глаза, ребенок по очереди каждому участнику подает кусочки овощей или фруктов, участник игры должен определить на вкус что он съел. После игр воспитатель вносит самовар.
Воспитатель.
— Чай готов! Горячий чай! Он согревает, веселит и радует гостя. Вот теперь все готово! Шай ыстық, дастарқан дәмді! Карина, приглашай гостей к столу.
Ребенок.
— Құрметті қонақтар, отырыңдар! Төрге отырыңдар!
Гости проходят за стол, садятся, затем проходят за стол и садятся дети.
Дети предлагают угощение гостям.
Ребенок.
— Пейте чай, ешьте бауырсаки.
Ребенок.
— Ас дәмді болсын!
Воспитатель разливает чай.
Ребенок.
— Құрметті қонақтар! Вкусное ли угощенье?
(Гости отвечают)
Ребенок.
— Нравятся ли бауырсаки?
(Гости отвечают)
Воспитатель.
— Балалар, буырсақ деген не?
Ребенок.
— Бауырсаки — это хлеб.
Воспитатель.
— Нан — деңсаулық — нан — болса, ән болады. Кто ест хлеб, тот здоров, здоров, силен и весел!
— Шай ішіңдер, бауырсақ жеңдер құрметті қонақтар! Будьте здоровые и сильные!
Ребенок.
— Мы очень рады вам, уважаемые гости!
— С гостем в юрту приходит достаток, благополучие и богатство!
В заключении занятия гости благодорят детей за угощение.
- 12951 просмотр